С начала месяца по федеральным трассам, проходящим по территории Ульяновской области, ограничено движение большегрузного транспорта. Приостановить свою деятельность пришлось почти всем владельцам грузовиков – до конца апреля. Такие меры Минтранс предпринимает ежегодно – для предотвращения размыва трасс и разрушения дорожного полотна во время схода снега. Участники рынка по-прежнему считают их неоправданными и – более того – неэффективными: ведь всегда есть возможность полюбовно «договориться» с дорожным инспектором и провезти свой груз.

Ни для кого не секрет, что большинство российских дорог федерального значения, как, впрочем, и регионального, находятся сегодня не в самом лучшем состоянии. Денег, которые выделяются на восстановление трасс, по-прежнему не хватает. Однако вместо кардинальных мер власти предпочитают принимать непопулярные – перекладывать проблему на плечи владельцев грузовиков.

Так, например, совсем недавно 73online писал о новых правилах формирования дорожных фондов. Предполагается, что с 2012 г. владельцы грузовиков будут отчислять в государственный бюджет по 24 коп. на 1 кг массы транспортного средства, то есть оплачивать ремонт дорожного полотна. К данным нововведениям участники рынка отнеслись довольно скептически и назвали их довольно серьезным экономическим ударом по транспортникам.

Другие меры связаны с временным ограничением движения на федеральных трассах. Каждую весну уже в течение нескольких лет в России закрывают федеральные трассы для грузового автотранспорта. После схода снега грузовики наносят дорогам довольно серьезный ущерб, считают в Минтрансе: из-за резкого перепада температур в весеннее время выбоины на дорогах появляются очень быстро, большое количество воды снижает несущую способность дорог.

В этом году, согласно приказу Минтранса от 9 марта 2011 г., запрет на движение по федеральным трассам будет установлен на период с 25 марта по 25 июня. Опубликован и перечень дорог, которых данный запрет коснется.

Как сообщается в документе, продолжительность временного ограничения не должна превышать 30 дней. Дороги, проходящие по территории Ульяновской области, будут закрыты для грузовиков с 1 по 30 апреля.

Значения предельно допустимой нагрузки следующие: для одноосного транспортного средства – 6 тонн; для двухосного транспортного средства – 5 тонн; для трехосного транспортного средства – 4 тонны. Предельно допустимые значения нагрузок для других регионов можно посмотреть здесь.

Стоит отметить, что данные ограничения не распространяются на международные перевозки грузов, автобусы, любые перевозки продуктов питания, животных, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного фонда, удобрений, почты и почтовых грузов, автотранспорт Министерства обороны РФ и в ряде других случаев. Кроме того, на платной основе разрешения могут получить и другие большегрузные автомобили.

Меры, предпринимаемые властями, хоть и позволят сохранить дороги, больно ударят по карману компаний, занимающихся автомобильными грузоперевозками. Большинство перевозчиков в этот период работают в ноль. При этом грузоотправители не компенсируют им затраты. По информации 73online, потери такого простоя достигают 500 тыс. руб., а иногда и гораздо больше.

Вывод грузовиков на закрытую трассу грозит автовладельцам крупными штрафами. Однако, как показывает практика, российские автопогрузчики находят способ обойти запреты, штрафы и платные разрешения. Ответ прост – нужно дать взятку дорожному инспектору. Участники рынка считают, что власти, избирая такой способ сохранения дорог, только усугубляют положение, подталкивая владельцев тяжелых авто к коррупции. Потому владельцы грузовиков относятся к временному закрытию дорог негативно.

«В этом году наша компания еще не успела ощутить последствий временного запрета на проезд по федеральным дорогам, однако по опыту прошлых лет скажу, что эти последствия весьма существенные, – рассказывает директор ООО «АвтоТранс Ульяновск» Константин Салмин. – Ведь фирмы вынуждены остановить бизнес и целый месяц не работать вообще. Однако так поступают не все. Официально – движение ограничено. Неофициально – все решается на месте с дорожным инспектором. Чаще всего с помощью взятки. Ее размер, кстати, достигает 8-10 тыс. руб. А это немалые деньги для владельца грузовика, если он проезжает по этой трассе 8-10 раз в месяц. Считаю, что закрытие трасс – неудачное решение. Однако боюсь, что альтернативы нет и не будет. Во время паводка дороги страдают действительно очень сильно. И на их восстановление нужно гораздо больше средств, чем потеряет в результате такого ограничения грузоперевозчик».

Автогрузоперевозчики не готовы смириться с закрытием федеральных трасс. Некоммерческое партнерство по защите прав и законных интересов перевозчиков «Поволжье» готовит письмо-обращение к президенту Дмитрию Медведеву. В своем обращении автовладельны потребуют открыть дороги для грузовиков. «По закону должны существовать альтернативные трассы, по которым можно было бы проехать. У нас в России таких нет, – подчеркнул президент партнерства Николай Коротков. – Кроме того, ни в какой другой развитой стране не снижают предельную нагрузку на 40%, как это сделали у нас. Максимум – на 20%. Словом, в нашем законодательстве масса несовершенств».

В данный момент организация уже располагает 600-700 подписями автовладельцев из Самары, Сызрани, Ульяновска, других городов. «Ульяновск подключился сравнительно недавно и пока собрал примерно 25 голосов в поддержку. Однако мы уверены, что к моменту отправки письма – а это произойдет на следующей неделе – число голосов значительно вырастет», – заключил г-н Коротков.

Текст: Ксения Великанова