27 марта Ульяновский драматический театр им. И. А. Гончарова официально отпраздновал свой 225-й день рождения. Второй по старшинству театр России, который лишь немногим моложе самого старого - Волковского в Ярославле, представил для своих почитателей обширную двухнедельную праздничную программу, которая продолжилась в минувший понедельник традиционным юбилейным, пятым по счету Фестивалем театров Ульяновской области «Лицедей-2011». Пока симбирская драма продолжает праздновать, рассказываем об уже состоявшихся самых значимых событиях юбилейного полумесяца и о самых звездных гостях праздника.

Шадько: «любит время сексу уделять»


Открыла юбилейную программу народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ Кларина Шадько. Поклонники творчества актрисы на ее бенефисе вовсю упражнялись в остроумии, сочиняя эпиграммы на легенду ульяновского театра. Особенно всех порадовала одна:
Симпатичная Кларина
Так стройна, как балерина!
Любит петь и танцевать,
Время сексу уделять.
И желает всем при том,
Брать с нее пример во всем!

Что характерно, эпиграмму эту сочинили представители областного Совета ветеранов. Вот такие у нас старики - ого-го еще. Сама Кларина Ивановна делилась с поклонниками подробностями вручения Госпремии в Кремле: как шла к тогдашнему российскому президенту Владимиру Путину за наградой на ватных ногах и как за эти несколько шагов «вся жизнь перед глазами как в кино пролетела». Рассказала прима симбирской драмы и о своих любимых домашних питомицах - кошках. Особенно о любимице Мордасе, с которой они похожи по характеру в мельчайших деталях.
На следующий день в театре прозвучало сенсационное заявление от известного ульяновского писателя-краеведа и историка симбирской сцены Жореса Трофимова. К юбилею ульяновского храма Мельпомены Жорес Александрович отыскал в архивах первую пьесу поставленную в Симбирске еще в XVIII веке: комедию господина Веревкина «Точь в точь, или Пугачев Емелька». И сделал открытие, обнаружив чудом сохранившуюся стенограмму лекции о драматическом искусстве «Актер и сцена», прочитанной в Одессе известным актерам дореволюционного Симбирска Василием Андреевым-Бурлаком за полтора года до смерти 30 ноября 1886 года. Так вот, большинство положений того выступления Василия Николаевича 30 лет спустя вошли в основу и стали главными постулатами знаменитой театральной системы Станиславского.

Кондратенко: бизнес со стрельбой

Затем были бенефис еще одной ульяновской театральной примы, народной артистки России Зои Самсоновой, презентация первой книги «Жизнь одного театра» бывшего худрука, а ныне почетного Президента ульяновского драматического Юрия Копылова представление театральных династий, когда на сцену выходили только супружеские актерские пары (в количестве шести) и творческий вечер самой звездной из них - заслуженной артистки России Ирины Янко и Сергея Кондратенко. Оба были предельно честны и откровенны. Особенно премьер ульяновской сцены Кондратенко. Сергей рассказал, как на годы уходил из театра и из семьи. Как хлебнул сполна в «лихие 90-е», когда занялся строительным бизнесом и пришлось быть и мишенью для киллеров, и провести несколько волнительных часов в лесу привязанным к дереву. Как, поняв, что не мыслит своей жизни без жены, вернулся к Ирине проситься обратно в ячейку общества, и Янко его простила и приняла.
К своему юбилею ульяновский театр первым и единственным устроил для всех желающих День открытых дверей и предложил зрителям побывать там, куда в обычные дни «посторонним вход воспрещен». В сопровождении актеров театра экскурсанты прямо на сцене смогли ощутить себя актерами и разыграть простейшие спектакли по русским народным сказкам «Репка», «Теремок» и «Курочка-Ряба». Пока одна группа дебютировала на сцене, две другие осваивали смежные театральные профессии - осветителя и звукоператора, чтобы тех, кто на сцене было и видно, и слышно. Потом группы менялись местами. Кроме того, каждый из побывавших в театральном закулисье смог примерить на себя плащ мушкетера, костюм сказочного зайца или королевскую мантию в костюмерном цехе; почувствовать себя старше в приклеенных усах и бороде и даже «полысеть» с помощью парика в умелых руках гримера и подержать в руках утварь разных веков в театральной реквизиторской.

Юченковы: отцы и деды


К вечеру памяти народного артиста Украины Глеба Юченкова, посвященному 100-летию со дня рождения патриарха симбирской сцены в Ульяновск приехали долгожданные гости, некогда работавшие в нашем театре: Михаил Янко и Татьяна Фирсова из Липецкого театра драмы имени Толстого. А также - представители последующих поколений творческой династии Юченковых: Константин Глебович, актер Тверского театра драмы; внук Денис, звезда театра и кино из Москвы и правнук Глеб Юченков-младший. Константин и Денис Юченков впервые сыграли вместе. Юченков-старший играет Мамаева в комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты», А Юченков-средний - Глумова в той же пьесе в столичном театре «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского. Отрывок из этого спектакля и сыграли отец и сын Юченковы. В память Глеба Ивановича, великолепно игравшего на фортепиано, на вечере, посвященном памяти прадедушки, сыграл прелюдию 10 Шостаковича Глеб Юченков-младший.
- Снялся в продолжении сериала «Варенька», в новом фильме «Профиль убийцы» играю майора российской теперь уже полиции, - рассказал о последних изменениях в жизни и творчестве Денис Юченков. - Это сугубо положительный персонаж, оказывается, такие еще остались. В театре с супругой Наташей Долгих, с которой вместе служили в ульяновском театре драмы, сыграли в комедии Гольдони «Хозяйка гостиницы»: она Мирандолину, я - кавалера Рипафратту. Новый год с семьей провел в Финляндии в гостях у местного Деда Мороза - Йоулупукки. Пришлось расстаться с любимым «Лансером». После аварии, когда какой-то лихач въехал нам в «зад», его можно было только в металлолом сдать. Зато приобрел Outlander XL - он помощнее и понадежнее.

Ливанов: звезда с проспекта Нариманова

Еще одним столичным гостем юбилея Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова стал популярный театральный и киноартист Игорь Ливанов. Его встреча со зрителями неспроста назывался «Мой первый театр». Свои первые профессиональные шаги будущая звезда фильмов «Империя под ударом», «72 метра», «На углу у Патриарших» и других делал в середине 1970-х именно на ульяновской сцене. Игорь Евгеньевич вспоминал старый Ульяновск и расхваливал сегодняшний город:
- Я целый год жил на проспекте Нариманова. В прошлом веке город категорически не нравился мне за его серость и безликость. В магазинах тогда не было ни яиц, ни молока, ни кур, ни другого мяса. То была эпоха иллюзий, когда город, в котором родился человек, создавший эту страну, был в загоне и запустении. А в нынешний приезд, увидев, каким красивым и современным стал Ульяновск, я готов всю свою огульную критику в прошлом взять обратно. Время проведенное в Ульяновске помогло мне в дальнейшем: играя старшего брата Ильича - Александра Ульянова, я смог глубже погрузиться в этот образ. Прекрасно помню тогдашнего прекрасного комсорга ульяновского театра Борю Александрова, который недавно несправедливо ушел из жизни. Сам я, хоть и стараюсь держаться в стороне от политики, в молодости ненадолго стал секретарем комсомольской организации. Но «неправильным». Считал, что нужно бороться. И «огребал» за это. Такие секретари, как я, часто попадали в сумасшедшие дома. Но меня чаша сия миновала.
Ульяновск стал исключением из правил - из каждой поездки Ливанов привозит либо дерево, либо куст, либо камень, которые украшают пруд на его подмосковной даче. А всем своим ульяновским поклонникам актер пообещал, что уже совсем скоро его можно будет увидеть в новом детективно-мелодраматическом сериале «Крутые берега» на телеканале «Россия».

Александр Галибин: мистическая встреча пять лет спустя

«Экватором», завершившим юбилей и открывшим «Лицедей» стали гастроли в Ульяновске Московского драматического театра имени Станиславского, руководит которым Александр Галибин, сыгравший Мастера в нашумевшей многосерий телеэкранизации «Мастера и Маргариты». Кстати, роман и Ульяновск оказались для Александра Владимировича мистическим образом связаны. В день приезда актер рассказал журналистам историю, которая не давала ему покоя несколько лет:
- Пять лет назад в Москве во время презентации нашего телепроекта в Центральном Доме литераторов ко мне во время фуршета подошел человек, оказавшийся журналистом. И рассказал, что в начале 1990-х в Питере слушал лекцию по литературе на филфаке в университете. Разбирали «Мастера и Маргариту». Педагог предложила им распределить на роли известных артистов. Они и распределили. Только вот с кандидатурой на мастера вышла заминка. И тогда преподавательница сказала: «Есть один такой актер, правда, он пока очень молод. Фильм «Трактир на Пятницкой» видели? Там Пашку Америку Саша Галибин играет. Через 15 лет, если у него сложится актерская судьба - лучшего Мастера пожелать трудно. У него такие глаза и такая актерская фактура". А дальше началась мистика - в фуршетной толпе мой глашатай судьбы просто растворился в воздухе, как Коровьев. Больше я его не видел, все мои попытки найти этого человека были тщетны. Помню, он лишь сказал, что родом из Ульяновска. Недавно на радио я нашел свидетеля этому событию. Так что нас уже двое. Помогите мне найти этого вашего земляка!..
«Коровьев» в этот момент находился в пяти шагах от Галибина. Эту историю Александру Владимировичу действительно пять лет назад рассказал специалист по связям с общественностью ульяновского драматического и ваш покорный слуга, когда жил и работал в Москве. Сказать, что наша новая встреча обрадовала Галибина - значит не сказать ничего.
Он рассказал, что теперь развивает булгаковскую тему и в руководимом им театре. Где сейчас репетируют комедию Михаила Афанасьевича, больше известную по фильму Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Кроме того в театре Станиславского уже идут и «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». С Булгаковым у театра связь крепкая - ведь даже его здание находится в трехстах метрах от дома на Садовой, где расположена «нехорошая квартира». Мастера в спектакле театра, правда играет не сам Галибин.
- Я на сцену уже около тридцати лет не выходил, держусь, хоть и хочется, - признался Александр Владимирович. - Мысли в последнее время посещают о том, что пора бы. Однако остается вопрос - как, в какой роли выйти? Пока я его не решил
Зато с недавних пор театр оправдывает имя Станиславского, которое носит. Здесь умудрились поставить спектакль по научному труду Константина Сергеевича, практически учебнику «Моя жизнь в искусстве». Спектакль называется – «Не верю!»
Еще одним гостем театрального праздника в Ульяновске стал всемирно известный мим из французского города Вонэре, ученик Марселя Марсо Боб Дантонель. Он проведет здесь несколько незабываемых дней - уже посетил лучшие ульяновские спектакли, совершил экскурсию по городу, побывал в Краеведческом музее и Ленинском мемориале. По ходу рассказал немало интересного. Например, в своем спектакле «Армия мечтателей» он играл его в середине 1980-х - о солдатах, которые, стоя с винтовкой на посту, мечтают о простых земных радостях - рыбалке, игре на скрипке, танце с любимой девушкой. А позже, впервые попав на Красную площадь в Москве, он увидел солдат в парадной форме, марширующих в точности по его сценарию и, наверняка, мечтающих в это время вовсе не о воинских подвигах.
В театре Боб покажет свой моноспектакль 2 апреля в рамках вручения премии «Лицедей». А 3 апреля череду юбилейных праздников в симбирской драме завершит Евгений Гришковец.

Ярослав Щедров.