В десятку лидеров рейтинга самых быстрорастущих компаний России, который ежегодно составляет РБК, вошла ульяновская компания – ТК «Лето». Ее учредители – Игорь и Антон Любченковы (доли 40% и 10% соответственно), а также Александр и Даниил Сикачина (40% и 10%). Основанная в 2013 году компания развивает сеть магазинов-дискаунтеров «Победа». Чистая выручка в прошлом году достигла 15,8 млрд рублей, увеличившись на 36,2% за год. Эксперты считают, что успех «Лета» - свидетельство нового тренда на рынке ритейла: будущее за дискаунтерами, а вот гипермаркеты могут уйти в прошлое.

Первый магазин «Победа» появился в Ульяновске в 2015 году. К концу года сеть насчитывала 18 точек в четырех регионах Приволжского федерального округа: Ульяновской, Самарской, Пензенской областях и Республике Чувашия. В 2018 году компания вышла в Центральный федеральный округ, открыв «Победу» в Московской области, и к концу года довела количество магазинов более чем до 90. По итогам 2019-го их число насчитывало 111 в 70 регионах ПФО и ЦФО. Сегодня, по данным компании, ТКУ «Лето снабжает товарами 159 магазинов. Ежегодно в каждой точке сети покупки совершают в среднем 132 тысячи человек.

Антон Любченков отказался комментировать достижения «Лета», объяснив это тем, что «компания занята развитием». Аналитики сходятся во мнении, что секрет успеха компании как в грамотно выстроенной бизнес-стратегии, позволяющей инвестировать в открытие новых точек, в том числе используя не только полученные с выручки «Победы» средства, так и в том, что «Лето» попало в новый перспективный тренд на рынке ритейла.

Покупательная способность россиян снижается с 2014 года. Пандемия и связанные с ней экономические трудности только ускорили этот процесс. В 2020 году реальные доходы россиян снизились на 8 – 8,5%, отмечает экс-топ-менеджер розничной сети «Магнит», бизнес-консультант Андрей Белоногов. «Снижение покупательной способности привело к расцвету такого направления розничной торговли, как сетевые магазины-дискаунтеры формата «у дома», – поясняет Андрей Белоногов. – Доходы у людей снизились, но за последние двадцать лет жители уже привыкли к цивилизованной торговле, поэтому на рынок не идут, предпочитая магазины с доступными ценами, где безопасно, чисто, не обвесят». Сегодня самый бурный рост демонстрируют сети-дискаунтеры «Светофор», которые насчитывают уже более 1100 точек в разных регионах России, «Доброцен» с более чем 150 магазинами и ульяновская «Победа», отметил бизнес-консультант.

Дискаунтеры теснят и таких крупных игроков на рынке розничной торговли формата «у дома», как «Пятерочка», «Перекресток» и «Магнит», считает гендиректор консалтинговой компании «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов. Дело не только в том, что у «Тандера» и X5 Retail group уже есть плотная сеть магазинов по всей России и им некуда значительно расширяться. Менее бурный по сравнению с дискаунтерами рост продаж объясняется тем, что «Пятерочки», «Перекрестки» и «Магниты» не воспринимаются покупателями как точки с самыми дешевыми товарами вне зависимости от реального уровня цен, говорит Дмитрий Цибизов. «Они считаются магазинами для среднего класса» – поясняет аналитик. В частности, «Пятерочка» в начале своего появления во многих регионах позиционировалась как хард-дискаунтер, но затем изменила имидж, вложившись в ремонт магазинов. «Если в предыдущие годы эта стратегия была оправдана, то сейчас пандемия сильно изменила покупательские предпочтения», – заключает Дмитрий Цибизов. Впрочем, «Тандер» и X5 Retail group сдаваться не собираются. Компании тоже тестируют формат дискаунтеров. Так, этой осенью несколько точек «Моя цена» открыл «Тандер», а X5 Retail group открыла магазины под брендом «Чижик».

По мнению экспертов, тренд на дискаунтеры затронет не только продуктовый ритейл. «Думаю, мы увидим рост комиссионных магазинов, точек «Секонд хенд», маркетплейсов подержанных товаров и так далее», – уверен гендиректор «ДСТС Финанс Консалтинг».

Аналитики холдинга «Финам» считают, что успеху формата «магазинов у дома» способствует и распространение коронавирусной инфекции. Усиление мер противоэпидемиологической безопасности и введение режима самоизоляции побуждает россиян закупаться ближе к дому. Отсутствие альтернатив в виде кафе и ресторанов также идет на руку сетевому продуктовому ритейлу. «В краткосрочной перспективе этот формат должен продемонстрировать способность полностью удовлетворять потребности клиентов в товарах повседневного спроса», – говорят в «Финаме».

Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что популярность дискаунтеров будет только расти как минимум в ближайшие несколько месяцев, поскольку перспективы роста реальных доходов населения пока невелики. Это приведет и к снижению продаж в гипермаркетах, которые уже давно не выдерживают ценовую конкуренцию с дискаунтерами, добавляет Андрей Белоногов. «В гипермаркетах шире ассортимент, но значительная часть предлагаемых там товаров из сегмента non-food. А non-food теперь начали продавать и маркетплейсы, например, Ozon, то есть доля гипермаркетов сжимается. Сегодня это очень уязвимый формат», - комментирует бизнес-консультант.

По оценкам экспертов, в новых реалиях гипермаркеты смогут стабильно развиваться, если получат скидки по арендной плате от собственников торговых центров. Если этого не произойдет, аналитики не исключают, что место гипермаркетов в ТЦ займут те же сетевые магазины-дискаунтеры, и эпоха маркетов-«динозавров» уйдет в прошлое.

Екатерина Старцева