Историк и краевед Иван Сивопляс рассказывает историю ишеевского зоопарка, быстро набравшего популярность и так же скоро прекратившего работу.

80 лет назад, в сентябре 1941 года началась блокада Ленинграда. Ни одна книга о блокадном городе не обходится без сюжетов о зоопарке в блокадном городе. Рассказов о человеческих страданиях и самоотверженности немало, но жизнь братьев наших меньших всегда трогает по-особому. Ведь не сами собой пришли они в Ленинград и расселись в вольерах и клетках. Люди привезли их сюда, иногда за многие тысячи километров, и здесь у людей был особый шанс явить свою человечность – и, наоборот, античеловеческую сущность: гибель единственной на весь Ленинград слонихи от фашистской авиабомбы запала в души сильнее, чем гибель многих и многих конкретных людей.

Бегемотиха Красавица в Ленинградском зоопарке, пережившая блокаду

Зоопарки и зверинцы имеют солидную историю. Экзотические звери и птицы обитали при дворах египетских фараонов и древнеримских императоров. Мимо основанного в 1648 году Симбирска то и дело везли вверх по Волге индийских слонов, подарки персидских шахов российским государям. В 1741 году слонов проследовало целое стадо в 14 особей – прославленный владыка Надир-шах Афшар, подчинивший Персии Кавказ, Среднюю Азию и Индию, решил просватать русскую императрицу Елизавету Петровну и выслал стадо в качестве свадебного подарка!.. Подарок приняли, но брака не случилось.

Персидские слоны обогатили русский язык понятием «слоняться»: слонов, чтобы не застаивались в клетках и загонах, водили по Петербургу, на радость зевакам. Слон – большой, его трудно укрыть от любопытных, но только в XIX веке зоопарки и зверинцы из царских увеселений стали превращаться в публичные зрелища, при этом по-прежнему оставаясь вещами статусными. Не всякий город мог и может позволить себе собственный зоопарк. Первые в Российской империи, существующие до нынешней поры стационарные зоопарки появились в столицах, в Москве и в Санкт-Петербурге в 1864 и 1865 годах.

Слон слоняется по Петербургу...

...и убегает, наводя ужас на публику

До революции 1917 года зоопарки и зоосады открывались в разных городах Российской империи, и в число этих городов попал и губернский Симбирск! В 1915 году стал функционировать зоосад при Симбирском областном естественно-историческом музее, располагавшемся в здании на углу Покровской улицы и Беляевского переулка, нынешних улиц Л. Толстого и Матросова. Зоосад насчитывал полсотни особей, певчих птиц, уток, кроликов, змей, пользовался вниманием публики и вполне покрывал расходы на содержание своих питомцев.

Не обходили Симбирский зоосад своим вниманием и предержащие власти. Городской голова Леонид Афанасьев, заядлый охотник, подарил ему свой живой трофей, маленького медвежонка. Затем появился волчонок, другие звери. А между тем, состояние в стране и Симбирске становилось всё хуже из-за тянувшейся Первой мировой войны. Медведь и волк росли, им требовалось всё больше мяса – а мяса не было даже на рынке. Из-за нараставших как ком материальных проблем зоосад пришлось ликвидировать – пернатую и пушистую мелочь разобрали и распродали, из медведя с волком набили чучела…

В советскую эпоху создание и развитие зоопарков интенсифицировалось благодаря государственной поддержке. Зоопарки были частью престижа системы, особенно, если они были больше и разнообразнее зоопарков капиталистических стран, когда у советских учёных получалось разводить редкие и исчезающие виды животных, чем прямо сейчас не могли похвастать их зарубежные коллеги. Зоопарки были очень важной составляющей в туристическом сегменте: к концу 1970-х годов их в СССР посещали более 20 миллионов человек в год, и это без учёта дошкольников, которые обслуживались бесплатно.

Конечно, отнюдь не каждый советский город мог похвастаться собственным зоопарком. Пишущий эти строки, довольно много поколесивший в детстве по Союзу в силу военной службы родителя, припоминает, как характеризовал в беседах с родственниками города, где приходилось жить или бывать, по наличию в них зоопарков: «знак качества», что зоопарк есть, и не очень, если без него. В Ульяновске зоопарка не было.

Как упущение это воспринимал, наверное, не только ваш покорный слуга, советский ребёнок, затем подросток, но и люди, занимавшие руководящие посты и принимавшие важные решения. В 1980-е годы, в перспективе 125-летия Владимира Ильича Ульнова-Ленина, которую собирались бурно отметить в 1995 году, советский Ульяновск виделся крупнейшим в Европе центром авиастроения и микроэлектроники, городом с населением в миллион человек, со всеми подходящими для «миллионника» атрибутами, с метро и даже с зоопарком!..

В 1987 году – в год 70-летия Октябрьской революции – зоопарк открылся в рабочем посёлке Ишеевка, центре Ульяновского района, расположенном в непосредственной близости к областному центру. В 1973–1987 годах Ишеевка была вотчиной Юрия Фроловича Горячева (1938 – 2010), впоследствии председателя Ульяновского облисполкома, последнего первого секретаря Ульяновского обкома КПСС, первого губернатора Ульяновской области.

Юрий Горячев на выставке кошек

Юрий Горячев был человеком амбициозным: Ульяновский район должен быть первым во всей Ульяновской области, и к этому дипломированный ветеринар Юрий Горячев прилагал массу энергии: в Ишеевке строились многоквартирные дома, вплоть до девятиэтажки, общественные сооружения, детские сады, школа, поликлиника, был разбит новый парк. В Ишеевку частили делегации со всего Советского Союза – только за одно полугодие 1986 года их здесь побывало более полусотни!

Юрий Горячев во время работы ветеринаром

С перспективой на город-миллионник, когда Ишеевка обязательно бы становилась частью городской агломерации, место для зоопарка именно здесь было выбрано правильно. Современные зоопарки – это нередко десятки гектаров территории, которые, разумеется, очень трудно подыскать в центре современного города. А тут вполне себе было куда расти, тем более что зоопарк был поставлен на баланс совхоза «Заветы Ильича», обладавшего внушительными земельными угодьями.

Ишеевский зоопарк занял территорию в два с половиной гектара. Вход был оформлен в виде древнерусского терема. Входной билет стоил 30 копеек. Первые дикие животные были закуплены и завезены в Ишеевку из знаменитого украинского биосферного заповедника Аскания-Нова. Среди диких животных в Ишеевском зоопарке числились тигр, леопард, медведи, гривастые бараны, бизон, гаялы – индийские буйволы, верблюды, ламы, страусы эму, павлины, кенгуру, олени, антилопы и обезьяны. Превалировали травоядные. Их прокорм гораздо проще было обеспечить в условиях совхозного хозяйства. Но и без хищников тоже нельзя было обойтись: в любом зоопарке мира кормление хищников – отдельный аттракцион, всегда привлекающий особое внимание публики.

Страус, зебра и антилопа в заповеднике Аскания Нова, где закупались животные для Ишеевского зоопарка

Правда, помимо мясной кормёжки, хищники и стоили куда дороже травоядных. Мой очень добрый знакомый в Казани рассказывал про своего соседа, некогда «рулившего» в столице советской Татарии обществом собаководов. В 1970-е годы после смерти любимого пса он решил завести льва! Лев был куплен – точнее, обменен – за золото: золотые царские червонцы. Зато как впечатляло публику, когда сосед со львом на поводке запросто шёл выбрасывать мусор!..

Чем взрослее становился царь зверей, тем менее он был управляемым, и сосед был счастлив сбыть его с рук всесоюзно известным бакинцам Берберовым, содержавшим в обычной квартире диких кошек, льва и пуму. Всё закончилось потрясшей весь Советский Союз трагедией, когда тот самый лев напал на свою хозяйку и убил её сына-подростка.

В продаже животных, особенно рождавшегося в зоопарке молодняка, была заложена перспектива развития. Специально для этого ишеевскому леопарду Кеше собирались завести подружку.

Несмотря на свою молодость, Ишеевский зоопарк сразу стал получать известность. Его посещали не только местное население и горожане-ульяновцы. Сюда приезжали отдыхающие, поправлявшие здоровье в Ундоровском санатории имени Ленина, и жители сопредельных районов Татарской АССР, которым добраться до Ишеевки было куда ближе, чем до Казани, с её старейшим в России, основанным ещё в 1806 году, зооботаническим садом. Об Ишеевском зоопарке писала столичная пресса, журнал «Юный натуралист». За первый же год деятельности удалось окупить все затраты на обустройство и приобретение животных.

Иллюстрация к статье про Ишеевский зоопарк в журнале «Юный натуралист» за 1990 год

Но эпоха, переживаемая страной на рубеже 1980-х–1990-х годов, конечно же, мало способствовала развитию нового учреждения. Штат зоопарка насчитывал 16 сотрудников, директора, пятерых рабочих, бухгалтера, двух кассиров, водителя, конюха, ветврача, плотника, уборщицу, двух охранников-дворников. Им нужно было платить зарплату, а совхоз «Заветы Ильича», в связи с убыточностью, всё хуже справлялся с содержанием зоопарка. Он был передан на баланс кооператива «Досуг», а осенью 1992 года – отделу народного образования Ульяновского района.

В Ишеевском зоопарке. 1989 год

Согласно распоряжению главы администрации Ульяновской области Юрия Горячева № 947-р от 16 октября 1992 года средства на содержание зоопарка в Ишеевке ежегодного должны были закладываться в бюджет Ульяновского района. Конечно же, средств в районном бюджете было не так много, чтобы тянуть ещё и зоопарк. Животных распродали, и в 1997 году существование зоопарка номинально прекратилось.

История полнится не только победами. Опыт неудач может быть даже более ценен – учитывать ошибки и промахи. И как знать, может быть, со временем, Ульяновск тоже станет городом с зоопарком.

Иван Сивопляс