Санкции против России затронули и бизнес по предоставлению стоматологических услуг. Лечение зубов всегда было недешёвым удовольствием, но теперь цены вырастут еще на 25-30% — все участники рынка работают на иностранном сырье и оборудовании. Это повышение не последнее, говорят эксперты. Как только у клиник закончатся запасы материалов, рынок ждет рост отпускных цен еще минимум на 20%. Об обстановке в стоматологических клиниках и перспективах рынка — в материале 73online.ru.

«Российского очень мало»

Ключевой проблемой стоматологического рынка стала зависимость его игроков от импортных материалов. В Стоматологической ассоциации России отмечали, что в государственной медицине используется только 30% российских технологий, в частной на импортном материале работает около 90% клиник.

После февральских событий часть поставщиков перестали работать с Россией, а с теми, кто остался, возникли сложности из-за разорванных логистических цепочек. Участники рынка сообщают о том, что контейнеры с продукцией просто не могут доехать до России. «За товар заплачены деньги, а заказчики их не получают, — сетует один из экспертов. — То, что приходит, стоит уже совсем иных денег, нежели в прошлом году».

Директор стоматологических клиник «Альфадент» Сергей Ратников говорит, что в целом цены поднялись на 20-25%. «Мы закупаем немецкие имплантаты. Сначала их стоимость подскочила в два раза, но с понижением курса евро и доллара частично откатилась. В итоге они подорожали примерно на 30%. Анестезия (50 карп) стоила около 2 тыс. руб., сейчас — 12 тыс. руб. То есть какие-то материалы подорожали на 20-30%, на другие же пришелся колоссальный рост», — поясняет Ратников.

Эксперты отмечают, что зачастую аналогов импортным препаратам и материалам в России нет. А то отечественное, что есть на рынке, состоит из импортных компонентов.

— В стране заработало два неплохих российских завода, но на одном, как нам рассказали, практически 69% комплектующих зарубежные, и пока они приостановили свою деятельность. Сейчас пошел в продажу российский анестетик, отзывы очень хорошие, пока им не пользовались, только закупились на три месяца вперед. Но как дальше будет — непонятно. Часть каких-то материалов на рынке не найти, — поясняет Ратников.

Стоматолог поликлиники УОКЦСВМП Лариса Корсакова рассказывает, что сырье у поставщиков подорожало примерно в три раза.

— Сейчас все поставщики работают по предоплате. Материалы из Германии сильно выросли в цене, возможно, из-за того, что их осталось мало, и поэтому продают подороже. Запасы пока есть и новые заявки не подавали, ждем, когда все утрясется, — говорит Корсакова.

Представитель «Клиники современной стоматологии» Динара Кадышева также подтверждает — у поставщиков цены повысились на 30-40%. Несмотря на то, что курс доллара упал, они не снизились.

— На рынке только 5% нашего сырья и оборудования. Пока есть какие-то запасы, закуплено оборудование, поэтому цены для покупателей сильно не повышаем, — рассказывает Кадышева.

Для бизнеса рост цен на материалы серьезно бьет по бюджету, многие планируют переходить на аналоги, но и тут возникают трудности.

— Раньше европейский наконечник стоил 8-9 тыс. руб., сейчас предлагают за 14 тысяч, но комплектующие корейские. При этом нужно понимать, что некоторые аналоги хуже по качеству. Существует и другой момент. Если говорить, например, о пломбировочных материалах, то здесь каждый специалист привыкает работать с конкретным продуктом, и аналог может быть просто неудобен. Требуется время, чтобы «набить руку» при его использовании, — объясняет Ратников.

Согласна с ним и Корсакова: «Из отечественных поставщиков присылал материалы Белгород, но в целом российского очень мало, а если и есть, то не лучшего качества».

Говоря об альтернативных каналах поставок, участники рынка считают, что в Россию будет заходить по большей части Корея, Китай и Япония.

По словам Корсаковой, их клиника, вероятно, будет работать с корейскими поставщиками. «Сейчас Китай и Япония активно работают над замещением. Есть хорошие японские материалы, которые мы будем постепенно внедрять», — говорят в «Клинике современной стоматологии».

Кинулись за оборудованием

Вторая проблема — импортное оборудование, найти замену которому весьма непросто. «Существует, конечно, и российское, но не знаю, насколько оно конкурентоспособное, — говорит Корсакова.

По словам Ратникова, все участники рынка кинулись закупать зарубежные бормашины, рентген-установки, поскольку боятся поломки. «За рентген особенно опасаюсь, если сломается, не знаю, как будем ремонтировать. 3D-томографы, визиографы, бормашины — все зарубежного производства, и цены на них растут. Клиники проседают из-за этого. Раньше китайская бормашина стоила 180-250 тыс. руб., европейская – от 700 тыс. руб. и выше. Китай сейчас поднял цены до 700 тыс. руб., поскольку они видят, что европейский рынок нам недоступен. Рост стоимости материалов и оборудования сильно сказывается на рентабельности, чистой прибыли».

Кадышева также добавляет: «Микроскоп, который стоил раньше 2,5 млн руб., вырос в цене на 30%. Теперь не каждая клиника сможет его себе позволить, а нашего аналога точно нет».

Все это приводит к логичному повышению стоимости услуг для пациентов. Рост цен с февраля этого года в разных клиниках города составил от 15 до 30%. На сайтах некоторых цены уже скорректированы, в остальных остались прежние прайс-листы, где-то рост был на определенные виды услуг. В клинике «Жемчужина» на ул. Репина говорят, что на лечение зубов цены не повысились, рост пришелся на ортопедию и имплантацию (+20%). Представители клиники ViaDen сообщили, что пока удерживают цены на прежнем уровне, но только благодаря тому, что у компании был сформирован запас материалов и медикаментов.

Спрос держится

На количестве клиентов рост цен пока не сильно отразился. Во многих опрошенных клиниках обороты продаж в целом не снизились, если только на более дорогостоящие услуги.

Как рассказывает Ратников, когда происходят кризисы, люди начинают вкладывать деньги. В нынешней ситуации меньше будут уезжать в путешествия, тратить деньги на отпуска.

— Такой момент мы увидели и в 2014 году, то есть везде продажи падали, а в здравоохранении компании не ощущали резкого провала. Скорее всего, сказывается сезонность: январь, май, сентябрь — те месяцы, когда население занято другими проблемами, траты идут на праздники, подготовку детей к школе. В эти периоды мы наблюдаем спад. Также закрылись многие заводы в Ульяновской области. То есть возможен рост безработицы, что приведет к снижению покупательской активности. Пока на каких-то запасах держимся, но что будет дальше — непонятно, — отмечает Ратников.

По мнению Яременко, поддержанию сейчас продаж будет способствовать и то, что клиенты, осознавая рыночную ситуацию, будут стремиться зафиксировать цены на нынешнем уровне, заключая длительные договоры. «Они заключают договор по сегодняшней цене на какой-то период: на полгода, на год и на определенный объем услуг», — поясняет он.

Согласна с ним и Кадышева. «Объемы продаж в нашей клинике не сократились, потому что люди хотят сделать все быстрее, боятся дальнейшего роста цен и дефицита материалов. Насколько мне известно, во многих клиниках есть фиксированное плановое лечение. Например, его составляли до 1 мая, а после клиенты уже приходили на лечение. Это и раньше было, но не в таком объеме, как сейчас».

Говоря о прогнозах развития рынка, его участники сходятся во мнении, что пройдет не менее года, прежде чем обстановка в этом сегменте более менее урегулируется. А пока рост цен продолжится и составит 20%.

Исходы с рынка

Ситуация на рынке может привести к уходу части игроков. Эксперты утверждают, что эта тенденция уже начал набирать обороты — многие клиники не справляются с вызовами времени и закрываются.

— В основном это те организации, которые экономили ранее на лечении и пытались так работать и дальше. Если делают скидки, значит, где-то экономят на клиенте. В любом случае есть стоматологии премиум-сегмента, которые никогда не экономят на материалах, они просто будут работать над импортозамещением. Качество услуг не пострадает, поскольку не будет закупаться дешевое сырье, — поясняет Кадышева.

Ратников, напротив, считает, что менее элитные клиники останутся и продолжат бороться за место на рынке. «Отмечаю именно их, поскольку на более дорогие будет меньший спрос из-за не растущих доходов граждан. Более дорогостоящие виды протезирования немного проседают. В 2008 и 2014 годах многие элитные клиники покинули рынок либо сократили количество кабинетов».

Фото на главной: Pixabay

Марина Иванникова