На фоне пандемии число поступивших в ульяновские вузы иностранцев сократилось на 13%. Сказалось закрытие границ – многие просто не могли приехать и предпочли обучение на родине. Пока эксперты не берутся спрогнозировать сроки снятия коронавирусных ограничений, участники рынка не теряют оптимизма и рассчитывают к 2024 году увеличить оборот рынка экспорта образовательных услуг в два раза — примерно до 1 млрд 200 млн рублей. Правда, обозначить для этого четкую стратегию и инструменты никто из представителей ульяновских вузов не смог.

Сегодня в ульяновских вузах обучается более 3000 студентов из-за рубежа. По итогам приемной кампании-2020 на первые курсы зачислен 851 иностранец, что на 13% меньше, чем в прошлом году. В Ульяновском государственном университете (УлГУ) набор еще продолжается: в вуз планируют добрать еще почти 150 студентов, но кардинально это ситуацию не поменяет. По словам представителей высших учебных заведений, основной причиной оттока иностранных абитуриентов стали ограничения, введенные для борьбы с распространением коронавируса: приостановка авиасообщения, обязательный карантин и пр.

Ульяновские вузы выбирают граждане Индии, Египта, Китая, ОАЭ, стран Средней Азии и СНГ. Большинство зарубежных студентов в педагогическом университете – из Туркменистана, в институте гражданской авиации – из Армении, Беларуси, Узбекистана, Казахстана. В УлГУ приезжают из Индии, ОАЭ, стран Средней Азии, в аграрный университет – из Египта, стран Африки, Беларуси, Таджикистана, Туркменистана.

Несмотря на сокращение числа иностранных студентов, все опрошенные участники рынка сходятся во мнении, что оборот рынка экспорта образовательных услуг сохранится на уровне прошлого года — порядка 620 млн рублей.

*По данным, предоставленным вузами

В прошлом году лидером по доходам от экспорта образовательных услуг стал Ульяновский институт гражданской авиации (УИГА), который заработал 258 млн рублей. Аутсайдером — аграрный университет (УлГАУ) с доходом 5,5 млн рублей.

Отметим, что доходы от экспорта образовательных услуг составляют значительную часть бюджета вузов. «Например, на полученные от обучения иностранных студентов средства мы построили университетский симуляционный центр медицинского моделирования на Свияге. Оборудование такого уровня в Приволжском федеральном округе есть только в Казанском федеральном университете, – отметил ректор УлГУ Борис Костишко. «Средняя стоимость обучения одного студента в год – чуть более 100 тысяч рублей. Если мы обучим 500 иностранцев, получим 50 млн рублей дохода. Это существенные деньги», – отмечает советник при ректорате УлГПУ Алексей Осипов.

Представители университетов не исключают, что для сохранения уровня доходов в будущем им, возможно, придется повысить стоимость образовательных программ и дополнительных продуктов, например, курсов русского языка для иностранцев. Однако прогнозы по доходам могут и не оправдаться. «Конечно, наши вузы сохраняют оптимизм, но пока трудно с уверенностью предположить, какое влияние окажет пандемия на стратегию выбора образовательной траектории иностранными абитуриентами в следующем году. Сохранятся ли у них желание и возможности, чтобы учиться в России? Особенно это относится к странам СНГ, граждане которых традиционно составляют наибольшее число среди иностранных обучающихся», - говорит Алексей Осипов.

К 2024 году вузы рассчитывают увеличить количество иностранных студентов в 1,5 – 2 раза, сопоставимо нарастив доход от этого направления. Именно такую цель ставит перед высшими учебными заведениями приоритетный проект «Экспорт образования».

До сих пор университеты использовали для этого традиционные методы – сотрудничество с рекрутинговыми агентствами, презентации на международных форумах, поддержание контактов с зарубежными выпускниками прошлых лет. По мнению экспертов, теперь вузам придется искать нестандартные решения, чтобы достичь двойного роста экспорта образовательных услуг: пандемия заставит пересмотреть подходы. «Этот год не является показательным, потому что работала определенная инерция принятия решений, сформированная в «доковидную» эпоху. Посмотрим, как нам удастся провести набор в 2021 году», – отметил Алексей Осипов.

Отдельной проблемой является и то, что задача по увеличению числа студентов-иностранцев поставлена перед всеми вузами страны, в результате региональные вынуждены конкурировать со столичными. «У крупных федеральных университетов гораздо больше возможностей и средств для продвижения. Кроме того, абитуриенты выбирают не только международно известный бренд университета и востребованную на родине специальность, но и город, в котором им предстоит жить и учиться. Москва, Питер, Казань, города-миллионники более привлекательны для молодых иностранцев», - поясняет Осипов.

Существует еще ряд факторов, способных замедлить рост экспорта образовательных услуг. Это нехватка мест в общежитиях, отсутствие дополнительных средств на строительство новых, ограниченность бюджетов на продвижение своих услуг за рубежом, участие в международных форумах, а также банальная нехватка преподавателей. «Мы не планируем увеличивать набор иностранцев, в том числе потому что не имеем возможности учить больше, – отметил ректор УлГАУ Виталий Исайчев. – Есть предельная нагрузка на преподавателей. Сейчас в нашем университете 25% граждан других стран от общего числа студентов».

Те же, кто планирует нарастить число студентов из зарубежья, надеются на удачные переговоры с иностранными вузами–партнерами по обмену студентами и хотят расширить спектр образовательных программ, предложив новые курсы. Так, в УлГПУ рассчитывают выйти на рынки стран СНГ с программами дополнительного профессионального образования для учителей, в том числе в дистанционном формате. В ноябре в педуниверситете начнет работу Центр открытого образования на русском языке для иностранных граждан.

«Мы ведем переговоры с десятью университетами в Китае об обучении у нас их студентов, – заявил Борис Костишко. – КНР сегодня активно интегрируется в мировую экономику и культуру, поэтому у китайцев растет интерес к русской литературе, языку и искусству. Мы готовы дополнительно принимать порядка 50 слушателей из Китая в год, то есть примерно 200 человек за все четыре года обучения». В УлГУ также планируют открыть новую специальность – стоматология. Кроме того, университет в течение ближайших двух лет рассчитывает построить общежитие, что позволит ежегодно принимать около 1000 зарубежных студентов дополнительно. «Мы надеемся на федеральное финансирование этого проекта», – отметил Борис Костишко.

В институте гражданской авиации планируют обойтись менее масштабными затратами. Руководство вуза говорит о том, что основными каналами продвижения станет размещение информации об УИГА в российских СМИ, на специализированных сайтах и в работающих за рубежом социальных сетях (RT, RBTH, Srutnik и др.).

Расширить присутствие в интернете хотели бы все ульяновские вузы, но это также требует дополнительных финансовых затрат.

Помощь в продвижении предлагают в Россотрудничестве. В 2021 году ведомство обещает запустить платформу «Образование иностранцев в РФ». Сейчас иностранному абитуриенту для поступления в российский вуз приходится несколько раз приезжать в консульство России, что в условиях пандемии создает серьезные трудности. Многие иностранцы пользуются коммерческими сервисами, которые, как считают в Россотрудничестве, не всегда дают достоверную информацию об образовательных программах. Новый сервис позволит отправить заявку на обучение с личного мобильного телефона или компьютера. В Россотрудничестве заявили, что платформа также откроет абитуриентам возможность сдать экзамены онлайн.

«Идея очень хорошая, но пока непонятно, насколько предложенная платформа окажется эффективной на практике. Например, дистанционная сдача вступительных экзаменов может оказаться сложной задачей, если у абитуриента нет возможности подключиться к высокоскоростному интернету или воспользоваться привычными нам мессенджерами и инструментами коммуникации. Мы в педуниверситете уже столкнулись с подобной проблемой. Кроме того, пока портал «Учись в России» предоставляет любую информацию только на русском языке. А что же делать тем потенциальным иностранным абитуриентам, кто не владеет в такой степени «великим и могучим»?», - прокомментировал Алексей Осипов.

Все опрошенные 73online.ru представители вузов сходятся во мнении, что выверенной стратегии увеличения экспорта образовательных услуг нет ни у одного регионального вуза. Пандемия не сделала эту задачу проще.

Екатерина Старцева