Последний месяц жители всех районов Ульяновской области испытывают значительный дефицит сжиженного газа в баллонах. Это произошло поле того, как с регионального рынка ушел один из двух его поставщиков. В региональном минпроме обещают, что ситуация стабилизируется, однако через несколько месяцев жители региона могут вообще остаться без топлива, ведь оставшийся поставщик — банкрот.

С июня этого года из всех районов области стали поступать жалобы: в селах нет баллонного газа. Его поставки населению резко сократились, когда компания «Ульяновскцентргаз» ушла с рынка поставок баллонного газа. По информации регионального министерства промышленности, ЖКХ, строительства и транспорта, компания ушла из-за своего экономического состояния. Поставщик в самом деле мог уйти из-за нерентабельности рынка, потому что себестоимость топлива выше его розничной цены. В самой фирме прокомментировать ситуацию не смогли.

Второй поставщик — ЗАО «Газнефтесервис» - остался один обслуживать 65 тысяч абонентов. Пока компания перестраивала свою работу — закупала дополнительные машины, перестраивала маршруты доставки и обустраивала базы распределения и хранения, доставка сжиженного газа в некоторые села упала в несколько раз. Руководство «Газнефтесервиса» обещало нормализовать доставку топлива населению к 1 августа. Вчера председатель Общественной палаты Ульяновской области Александр Чепухин рассказал 73online, что население до сих пор жалуется на дефицит газа.

На этом фоне сама цена на баллонный газ выросла до 595 рублей за баллон, тогда как в прошлом году она была на 30 рублей ниже. В пресс-службе минпрома региона пояснили, что это связано не с уходом «Ульяновскцентргаза», а с индексацией цен:

- Периодические проблемы поставок сжиженного газа от производителей были связаны с вопросами логистики и финансовой дисциплины по закупкам. Министерством промышленности, строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области проведена работа с производителем сжиженного углеводородного газа (СУГ), в связи с чем объём «балансового газа» для Ульяновской области в июле был увеличен с 267 до 367 тонн. В настоящее время ситуация с поставками СУГ от производителей в адрес ЗАО «Газнефтесервис» стабилизировалась.

Но вот только самого «Газнефтесервиса» скоро не будет. 1 августа Арбитражный суд Ульяновской области ввел процедуру наблюдения в отношении компании. В мае «Газнефтесервис» обратился в суд с заявлением о признании её банкротом в силу неспособности удовлетворить требования всех кредиторов по денежным обязательствам. Общая сумма долгов составляет около 100 млн рублей. Уже предложена кандидатура временно управляющего. Следующее заседание суда состоится только в январе 2019 года. Последние четыре года, по которым есть открытая информация, ЗАО «Газнефтесервис» заканчивало с убытками. В 2016 году — минус 8,3 млн рублей, в 2015 — минус 9,8 млн рублей, в 2014 и 2013 годах убыток составил минус 15,6 млн и 13 млн рублей соответственно. Генеральным директором компании является Дмитрий Редькин, а учредителями - бывший депутат Законодательного собрания Ульяновской области Игорь Селиверстов и некий Сергей Сидоров, который ранее сам занимал пост генерального директора.

Кстати, одним из кредиторов банкротящийся компании является «Ульяновскцентргаз». Конечным бенефициаром компании выступает известный бизнесмен Сергей Колесников. Его состояние журнал Forbes оценивает в 1,2 млрд долларов. Президент корпорации «Технониколь» занимает 80-е место в списке «200 богатейших бизнесменов России». Вот только доход «Ульяновскцентргаз» вряд ли приносит — чистый убыток в прошлом году составил 34 млн рублей. Компания продолжает заниматься оптовыми продажами газа и нефтепродуктов, а также их розничной продажей на собственной сети АЗС, в которую входят 26 комплексов.

Сейчас сложно предугадать, что произойдет с областным рынком сжиженного газа после банкротства «Газнефтесервиса».

- Надо понимать, что банкротство бывает настоящим, а бывает фиктивным, чтобы закрыть юрлицо и открыть новое чистое, чтобы продолжить работу. После банкротства может появиться иное юрлицо, которое будет прямо или косвенно принадлежать владельцам оставшейся компании. Уход с рынка даже на долгий срок людей без газа не оставит. Хотя могут быть вопросы к рентабельности, но это интересный бизнес. Если ни одна компания не останется, то ФАС, отвечающая за регулировку тарифов, их пересмотрит, согласует повышение, чтобы какому-то бизнесу было выгодно заниматься этими поставками, в том числе может активизироваться та компания, которая пока ушла. Вероятность возвращения первой компании достаточно высокая. Вся технология у компании есть, просто по каким-то причинам ей не выгодно это делать в текущих реалиях, - рассуждает гендиректор консалтинговой компании «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов.

В случае если появится риск того, что люди останутся без газа, то в экстренной ситуации областные власти могут в той или иной форме попросить предыдущих поставщиков топлива вернуться на рынок, полагает эксперт. Если бизнесмены окажутся несговорчивыми, то властям придется самими обеспечивать население баллонным газом.

- Если на какое-то время люди останутся без газа, то областным властям придется организовывать какой-то ГУП, который возьмет на себя функции обеспечения населения газом, - полагает Цибизов. - Государственная контора может остаться, если никого не найдут. Обычно так и происходит, потому что не обеспечивать людей газом - это откатываться в Средневековье. Это увеличит социальную напряженность. Я не думаю, что на фоне впечатлений от повышения пенсионного возраста властям хочется раздувать газовый конфликт. Скорее всего, областная структура долго может работать, пока не появится корпоративный игрок.

Сейчас Ульяновская область газифицирована на 68,6%.

Проблема с топливом возникала давно — на его дефицит жаловались ещё в 2016 году. Тогда региональное управление ФАС признало, что «Ульяновскцентргаз» нарушил закон «О защите конкуренции» и установил розничные цены на СУГ выше установленных министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области. Предписание УФАС не стало выдавать, потому что компания вернула цены на прежний уровень. Также антимонопольщики рассматривали вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении регионального министерства промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта. Чиновники не оказывали содействия продавцам баллонного газа населению, хотя именно на них возложен контроль за его поставками жителям области.

Артем Горбунов