Последние несколько лет оказались богаты на приговоры девелоперам, которые погорели на недостроях и обмане дольщиков. Многие успели побывать в димитровградской колонии №3 для «первоходов», двое уже вышли на свободу.

Застройщикам – «Тройка»

В августе 2021 года руководитель ООО «Силен» Анатолий Шмелёв отправился в колонию общего режима на три года. Девелопера обвинили в хищении 275 млн рублей, собранных с дольщиков возведения 23-этажного дома по улице Кролюницкого.

Защита отрицала вину Шмелёва - фирму с более чем 300-миллионным оборотом обанкротили, лишив подозреваемого права подписи, и фактически не дали ему достроить здание. В апелляции срок снизили на два месяца, в кассации застройщика вновь ждала удача — он «скостил» ещё 30 дней.

Застройщика отправили в колонию для «первоходов» — ИК-3 в Димитровграде. Люди, знакомые с положением дел изнутри, называют учреждение «красным»: «Очень жёсткий контроль со стороны администрации, по УДО можно выйти только при содействии сотрудникам, упорно работая на производстве», — говорят собеседники редакции.

Трудиться есть, где — на «тройке» работают мастерские столяров и плотников, функционируют металлообрабатывающее и гальваническое производство. Особой гордостью является швейное, которое в свое время освоил бывший вице-мэр Михаил Сычёв. Сегодня, кстати, стены учреждения покинет экс-депутат Антон Антипов. Подробности скоро читайте на 73online.ru - спросим, где трудился он.

Шмелёв разминулся с коллегой Дмитрием Лебедевым — годом ранее того за хорошее поведение перевели в колонию-поселение №5 в городе атомщиков, а позже он переехал в исправцентр. Экс-директор «Силена» тоже не особенно долго томился в неволе. Не прошло и года, как Димитровградский городской суд разрешил ему покинуть стены колонии переводом на принудительные работы. Как и Лебедеву, вероятно, удалось понравиться местной администрации.

ИК-3 в Димитровграде. Фото: УФСИН России по Ульяновской области

Принимал активное участие в благоустройстве

Шмелев перебрался поближе к семье — в исправительный центр при ИК-9 в Заволжском районе. Полгода почётный строитель России трудился в поте лица, что отражено в характеристике от руководства учреждения, когда он вышел в суд с ходатайством об УДО: не только соблюдал распорядок, но и получил поощрение, отметили представители администрации исправцентра, которой он помогал в благоустройстве территории.

«Цели наказания достигнуты — осуждённый характеризуется положительно, доказал исправление в местах лишения свободы», — признал судья Алексей Тихонов и сделал Шмелеву новогодний подарок — выпустил его на свободу по УДО.

Экс-директор ООО «Силен» и во время, и после отсидки работал инженером в одной из компаний города. Общаться с корреспондентом 73online.ru наотрез отказался: «Забудьте сюда звонить», и положил трубку.

Что стало с другими застройщиками

Тем временем, другие застройщики, осуждённые несколько лет назад, в основном, продолжают «чалиться».

Создатель недостроенного ЖК «Лидер» на улице Розы Люксембург Николай Абрамов, приговорённый к шести годам лишения свободы за особо крупное мошенничество весной 2022 года, находится в той же «тройке». Год назад попытал счастья, попросившись в колонию-поселение. Потом отозвал из Димитровградского суда заявление без объяснения причин.

Бизнесмен Владислав Сафонов, которого «подвёл» клубный дом на Олега Кошевого, пошел по пути коллег — после вступления приговора в силу его тоже «прописали» в Димитровграде – об этом косвенно свидетельствует ходатайство, поступившее в суд города атомщиков в декабре 2023 года.

Самый «молодой» в уголовной среде ульяновских застройщиков - строитель ЖК «Молодёжный» на Буинской улице Андрей Сидоров. Судья приговорила его к четырём годам колонии общего режима, конвойные надели наручники и отвезли его в СИЗО, где он останется до апелляции.

Совсем скоро в суд передадут уголовное дело владельца строительного холдинга «Запад» Наиля Алимова - он, по нашей информации, уже знакомится с материалами.

Следствие интересуют две фирмы Алимова: ООО «СЗ «Центральный» и ООО «СЗ «Юго-Западный». Правоохранители считают, что собранные с дольщиков деньги тратились на цели, не связанные со строительством.

Алимова обвинили в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), заподозрив в хищениях со счетов подконтрольной группы компаний. Управление МВД по Ульяновской области вело следствие около четырех лет.

Особое мнение

Вместе с тем, стоит сказать, что вряд ли каждого из перечисленных в этом материале фигурантов стоит считать преступниками в прямом смысле этого слова. Для многих приговор и заключение стали не более, чем следствием возникновения проблем в бизнесе. Едва ли не форс-мажоров.

Что Шмелев, что Лебедев и уж тем более Абрамов оказались, по мнению экспертов рынка, по сути, заложниками сложившейся в стране ситуации. Никаких эскроу-счетов еще не было, а любое строительство жилья велось именно за счет долей будущих собственников.

Вместе с тем, после введения против России санкций произошло немало негативных экономических событий. Спрос упал, а многие девелоперы просто оказались не готовы к подобному. За что и поплатились. То есть, это скорее экономические ошибки, а не уголовные преступления, говорят в кулуарах.

Фото: 73online.ru

Евгений Кватов