Я вам сейчас расскажу ещё об одной находке. Она весьма занимательна. Тем более личность этого человека поднимают и сейчас в Москве различные писатели (как говорится, клеветники). Речь идёт о докторе Иване Сидоровиче Покровском. Проходя по улице Железной Дивизии, можно заметить, что возле прокуратуры Ленинского района висит мемориальная доска (сейчас там написано, что в этом доме жил Иван Сидорович Покровский).

Этим человеком я занимался долгое время, потому что Анна Ильинична в своих воспоминаниях говорила, что сочинения Белинского, Добролюбова и Чернышевского они брали именно у Доктора Покровского, который был хорошо знаком с их семьей.

Когда я занялся этой личностью, я летал в Нижний Новгород, потому что родом он оттуда. Как я узнал позднее, этот доктор Покровский является, как тогда говорили, незаконнорожденным сыном Александра Сидоровича Улыбышева, известного музыковеда, близкого к декабристам, которого, кстати говоря, хорошо знал Александр Сергеевич Пушкин. Брат Ивана Сидоровича, также сын Улыбышева, но так как его крестили другие люди, то братья получили разные фамилии и разные отчества. Один из них – Иван Сидорович Покровский, а его брат – Федор Александрович Знаменский. Оба они оказались здесь, в Ульяновске.

Я не буду много рассказывать об этих людях, скажу главное – документально доказано, что Иван Сидорович Покровский является прямым потомком Дмитрия Донского.

По легенде, фамилия «Улыбышев» появилась при таких обстоятельствах: в одно из сражений Дмитрия Донского защитил своей грудью воин. И вот князь выдал за него свою дочь Улыбу. Так и пошла фамилия «Улыбышев».

Сейчас в Москве живет некий Арутюнов, он пишет, что отцом Владимира Ульянова является не Илья Николаевич, а Иван Сидорович Покровский.

Он утверждает, что этот доктор жил вместе с Ульяновыми в Пензе, потом в Нижнем Новгороде, а вот в Симбирске он сделался отцом. Года три тому назад мне пришлось опровергать слова этого биографа. Во-первых, я установил, что Иван Сидорович Покровский являлся военным врачом. Он служил в Польше, в Сибири и приехал в Симбирск в декабре 1869 года. С Ульяновыми познакомился уже в новом 1870 году, то есть примерно за три месяца до рождения Владимира Ульянова. Он, этот Арутюнов, думал, что нельзя опровергнуть его выдумку. А по документам можно установить, что доктор служил вдалеке от Симбирска, и он не мог быть отцом Владимира Ульянова.

У меня есть фотография этого доктора Покровского. Я ее нашел в Ленинграде - в Центральной Национальной библиотеке. Нашел я ее, потому что в детстве Покровский дружил с Милием Алексеевичем Балакиревым, великим русским композитором. Он тоже является воспитанником Улыбышева. Это Улыбышев его, как говорится, обучил музыкальному искусству, мастерству, довел Балакирева до такого совершенства, что поручил ему дирижировать симфоническим оркестром. А симфонический оркестр в Нижнем Новгороде был у Улыбышева свой. Он был настолько хороший, что его сравнивали с Берлинским. Так вот в фонде Балакирева я нашел фотографию Ивана Сидоровича Покровского, а также его письма.

Балакирев задумал, чтобы доктор Покровский принял фамилию своего отца. То есть не Покровский, а Улыбышев. И вот есть письма, где он доказывает: «Иван Сидорович, ну примите вы эту фамилию, иначе род Дмитрия Донского прекратится». И Иван Сидорович, в конце концов, принял это предложение. В архиве есть визитная карточка, где написано: «Иван Александрович Улыбышев (Иван Сидорович Покровский)».

Умер Покровский в нашей больнице, которая сейчас клиническая, в 1922 году. Я нашел его родственника в Свердловске. Он звонит мне по большим праздникам, радуется, что я из небытия вытащил его знаменитого предка.

Вот таких находок, честно говоря, было немало. Это всё-таки связано с такой большой личностью, как Дмитрий Донской, она заслуживает, чтобы о ней рассказать.

Ну, а с находками, связанными с жизнью других наших замечательных симбирян или тех деятелей, которые приезжали к нам сюда, хоть и не являются симбирянами по рождению, мы поговорим в следующий раз.

Записал заведующий кафедрой журналистики Ульяновского государственного университета, д.ф.н., профессор Олег Самарцев, лето 2010 г.

Фото: vk.com/brandergofer