Машиностроительный комплекс Ульяновска как никогда нуждается в квалифицированных специалистах. По подсчетам экспертов, дефицит кадров существенный – не хватает порядка 5 тысяч сотрудников. Проблема у промышленных предприятий региона схожая: старшее поколение работников выходит на заслуженный отдых, а заменить их порой некем – молодежь на заводы идет с неохотой. 73online.ru решил выяснить, что в этой ситуации предпринимают власти и как сами предприятия выстраивают работу с молодежью.

На завод – со школьной скамьи

Важность проблемы осознают и на федеральном уровне. Работать с подрастающим поколением предлагают со школьной скамьи. В 2022 году Ульяновская область вошла в число участников федерального проекта «Профессионалитет», активно строятся детские технопарки «Кванториум» и образовательные центры «Точка роста», школьников как можно раньше стараются погрузить в профессиональную среду, заинтересовать, сориентировать ребят на работу по технической специальности. Экскурсии на крупнейшие предприятия региона стали обычным делом.

- Со старшеклассниками необходимо организовать профориентационную работу не только в плане получения профессии, но и ориентировать их на конкретные предприятия – благо, у нас таких море. Нам нужны и IT-шники, и механики, и робототехники, и учёные. Важно показывать им перспективы развития в родном регионе. Это снизит отток молодёжи из региона. Также необходимо продолжать работу по привлечению инвесторов для создания дорогостоящих рабочих мест, – уверен губернатор Алексей Русских.

На базе Ульяновского авиационного колледжа созданы технологические смены. Подростков знакомят с профессиями сварщика, оператора станков с ЧПУ и специальностью «Технология машиностроения». Самыми популярными у старшеклассников стали направления, связанные с автомобилями и IT-технологиями. При таком подходе есть надежда, что лет через 5-7 сегодняшние школьники станут перспективными молодыми специалистами и начнут свой трудовой путь на заводах и предприятиях региона. Но рабочие руки там нужны уже сейчас.

Предприятия готовы сопровождать студентов на протяжении всего срока обучения, платить им стипендию, организовывать стажировки и практики на производстве, выступать техническими руководителями при разработке дипломных проектов. А в финале - взять на работу и развивать их дальше как специалистов. На факультете машиностроения УлГТУ, например, действует базовая кафедра УАЗ. Каждый год сюда поступают по 20 студентов 3-5 курсов. Предприятие ежемесячно выплачивает им стипендию в размере 8 тысяч рублей и после окончания университета дает гарантию трудоустройства.

Опыт работы есть?

Рынок труда в последние несколько лет серьезно изменился. Еще совсем недавно обязательным условием трудоустройства был опыт работы от года до трех лет. У большинства выпускников вузов опыта не было и работать они шли куда придется: продавцами-консультантами, агентами по недвижимости, курьерами и тд. По специальности работали не более 35% молодых людей. Основной костяк предприятий составляли люди советской закалки, для которых важнейшим фактором при выборе места работы была стабильность и социальные гарантии.

Сегодня просто платить зарплату не достаточно. У молодых специалистов сейчас другие ценности и представления о работе мечты. Во всех отраслях началась настоящая борьба за молодежь. Найти грамотных специалистов стало значительно труднее. Тех, кто мечтает всю жизнь посвятить одному предприятию, так и вовсе почти не осталось. Есть несколько параметров, на которые ориентируется молодежь при выборе работы: заработная плата, социальный пакет, условия проживания. Помимо материальных благ большое значение имеют креативность и так называемые программы благополучия.

Крупные компании и корпорации уловили этот тренд и активно внедряют разнообразные программы лояльности для своих сотрудников. Как это работает мы спросили у эксперта платформы корпоративного благополучия «Понимаю». Ее пользователями являются такие компании как Сбер, OZON, Вконтакте, Газпром, Авито, S7 Airlines.

- Разнообразные программы поддержки сотрудников – западная традиция, которая прекрасно прижилась и в нашей стране. Их смысл в том, чтобы помочь работнику решить его личные проблемы и заодно повысить лояльность к предприятию. Наша платформа работает таким образом, что сотрудник компании в любой момент моет обратиться за помощью к психологу, финансовому консультанту, юристу или эксперту в области ЗОЖ, - рассказала 73online.ru Ольга Дудниченко, директор по коммуникациям платформы «Понимаю».

Статистика показывает, что в период пандемии клиенты сервиса стали чаще консультироваться с нутрициологами. В этом году люди интересуются, как грамотно распорядиться накоплениями, как оптимизировать расходы. Подключение к сервису в год на одного сотрудника обходится в 3000-5000 рублей в зависимости от выбранных опций. Порядка 10% сотрудников активно пользуются возможностями платформы. Этот показатель является достаточно высоким. На Западе он, как правило, варьируется в пределах 6-7%.

А что в Ульяновске?

Ульяновские компании также соревнуются, чьи условия покажутся молодым специалистам наиболее привлекательными. Для работников IT-сферы действует льготная ипотека и отсрочка от армии, авиастроителям предлагают 250 тысяч на покупку жилья, на УАЗе для начинающих работников действует комплекс корпоративных программ. Только в этом году автозавод потратит на их реализацию 104 млн рублей.

- Сегодня на Ульяновском автомобильном заводе востребованы как молодые инженеры так и рабочие самых разных специальностей. Мы стремимся создать для молодых специалистов своего рода экосистему, где вместо традиционной формулы «труд взамен на зарплату и базовый соцпакет» предлагается более широкое понимание роли молодежи – «труд и самореализация взамен на зарплату, поддержку, стабильность и профессиональный рост». Именно поэтому на УАЗ реализуются корпоративные социальные программы, которые направлены и на поддержку талантов, семьи и детства, здорового образа жизни. При этом важно быть в диалоге с молодежью и учитывать самые интересные идеи по новым форматам взаимодействия и мероприятиям, - говорит Константин Сазонов, руководитель департамента коммуникаций ООО «УАЗ».

Выпускники вузов, получившие красный диплом в течение двух лет каждый месяц получают на УАЗе дополнительно к зарплате по 5 тысяч рублей. Демобилизованные из ВС РФ после прохождения срочной службы получают единовременно подъемные в размере 10 тысяч рублей. Иногородним сотрудникам частично оплачивается аренда жилья в размере 5 тысяч рублей ежемесячно.