Известный сыровар из Подмосковья Олег Сирота прилетел в Ульяновск на большой Форум содействия развитию предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса России, это его второй приезд в регион. Сразу после посадки самолета ближе к полуночи фермер дал эксклюзивное интервью 73online.ru. Он рассказал о молочном пожаре, проблемах с телками и назвал цену вонючей сырной головы для самого популярного человека в стране - президента Владимира Путина.

До фермерства Сирота был успешным IT-предпринимателем и жил на Рублёвке. Сегодня он называет себя «колхозником» и владеет Истринской сыроварней, сетью магазинов, кафе. Где-то на его полках лежит самый ценный для Олега сыр — вот уже шесть лет его фермер мечтает подарить Владимиру Путину.

Google говорит, что он фермер, а «Яндекс» называет его видеоблогером. Оба поисковика правы, но, помимо этого, Олег Сирота сыровар, член Общественной палаты РФ, основатель и организатор сырных фестивалей, председатель Союза сыроваров и бывший зять скандально известного православного бизнесмена, основателя биржи «Алиса» Германа Стерлигова.

Ещё Олег хотел заниматься восстановлением сёл и сельским хозяйством. По словам Сироты, его самое яркое впечатление из детства — это «гибель русской деревни». Поводом решиться и открыть свою сыроварню для предпринимателя, по его словам, стали санкции Запада, когда Россия лишилась испанского хамона, норвежской сёмги и французского сыра.

73online.ru встретился с Олегом Сиротой, чтобы узнать, чем фермеры живут сегодня.

Эмбарго дал шанс

— Ваша история успеха - это про возможности...

— В 2014 году в России ввели продовольственное эмбарго, я понял - мой шанс. Продал квартиру, машину, бизнес. Восемь лет назад начал производство с кастрюли – в нашей стране это возможно. Я тот чувак, который два года прожил в бытовке на 200 квадратах чистого поля. Да, сейчас у нас оборот в несколько миллиардов и 600 сотрудников. Но я такой не один. Просто веду соцсети и не боюсь камеры. Ежегодно наша прибыль вдвое увеличивается, но в прошлом году выросла всего на 68%, в этом надеемся на 70%. Думаем, как заместить недостающее импортное оборудование. Сыроваренное оборудование у нас в основном швейцарское, есть российское и немецкое. Сейчас мы перерабатываем 45 тонн молока, через год хочу выйти на 100-150 тонн и на экспорт. Можно, например, экспортировать сыры в Арабские Эмираты и Китай.

— Как СВО и санкции этой волны отразились на отрасли и вашем бизнесе?

— Проблема коснулась всей отрасли. Я купил дорогой трактор, а он сломался, запчастей не было, какое-то время простаивал. Глобальные проблемы были с отгрузками зерна. Своих судов нам не хватает, но сейчас ситуация налаживается. Зерновой флот разворачивается в Северодвинске, будет много заказов.

— Вы постоянно экспериментируете с продукцией. Как можно столько лет есть сыр? Вам не надоело?

— Я люблю свой сыр, мне нравится пробовать продукцию коллег. Сейчас пост - без мяса не страдаю, но не пропускаю ни одной дегустации сыра. Ем много – одну-две головки в месяц. Мой холодильник на четверть забит сыром.

— Чей сыр лежит в вашем холодильнике?

— Вчера коллега привез сыр из Свердловской области. Лежит несколько образцов итальянских и швейцарских сыров, привезенных мною из Арабских Эмиратов. Люблю сыр с красной плесенью, хоть он и пахнет портянками. У нас его пока делают мало.

Об элитных телках и сперме

— Сколько коров в вашем хозяйстве?

— 100 голов – по российским меркам небольшое хозяйство. В России рентабельность молочного скотоводства начинается от 600 голов. 400 голов – ноль прибыли, а меньше – убыток, если нет своей реализации и переработки. Всегда говорю - не надо продавать квартиру и строить коровник. Я понимал, что займусь переработкой и буду продавать сыр.

— У вас какие телки?

— Элитные, Калужские, а семя дворовое - российская селекция пока слабая. Надеемся, появится хорошие породы и по доступной цене. Сперма сильно подорожала! Например, импортная - в два раза! Хорошая доза семени может стоить и 5000 рублей. Немецкие фермеры могут добыть, а мы что, не можем?! Большая проблема потихоньку решается. В Калининграде строят специальный комплекс, будут доить быков-производителей. Вопрос серьезный – у некоторых пород семя стоит дороже, чем автомобиль компании «Порше» – 10-15 млн рублей. А без хорошей спермы элитных телок не будет.

Кто ты по жизни?

— В интернете вас кем только не называют: айтишник с Рублевки, колхозник, видеоблогер, православный бизнесмен. Вы сами себя кем считаете?

— Жирным перестали называть – уже не плохо (улыбается). Я просто живу, занимаюсь своей семьей (у меня четверо детей), своим хозяйством и получаю удовольствие от работы, в том числе от общественной. Исправляю свой детский комплекс. Моя родная деревня умерла, она выглядела так, будто бомбу сбросили. Я мечтал все изменить – поступил в аграрный вуз, потом бросил его, стал программистом, а сейчас я понимаю, что мы можем изменить ситуацию. Деревни должны развиваться. Мы разрабатываем программы развития сельских территорий, развиваем агротуризм, создаем рабочие места (Олег Сирота - председатель «Народного фермера» и член ОП РФ - ред.).

— Вы из умирающей деревни оказались на Рублевке, а оттуда переехали в чистое поле. Вы вообще нормальный?

— Сильно нормальный человек не продаст дорогие автомобили, и не поменяет жизнь на Рублевке на деревню. И жить в бытовку не поедет. Психотерапевт по мне плачет (смеется). Но таких ненормальных много. Мы пытались посчитать - около 10-12 тысяч человек по стране.

От мысли о политике колбасит

— Сейчас вы в Общественной палате РФ. А депутатом никогда не хотели стать?

— Нет, меня колбасит от одной мысли прикоснуться к власти. Не хочу, придется бросать бизнес и закрывать активы. Это же все свое время надо отдавать делу! Я все-таки предприниматель, и хочу им оставаться. Хотя предложения по сотрудничеству мне поступали неоднократно от всех политических партий, кроме КПРФ (и обозвал коммунистов обидным словом).

— Ой! Вы же понимаете, что сегодня вы в гостях в красном регионе, где губернатор - коммунист?

— Да, но это не меняет моего отношения к компартии. Мои родители старообрядцы, деда расстреляли, мама родилась в лагере. Не обязан любить коммунистов, и не буду.

— Сколько вам было лет, когда Владимир Путин пришел к власти?

12-ть.

— Всю свою сознательную жизнь вы живете при нем. И до 2014 года, когда Крым стал наш, вы были оппозиционером, выходили на протестные митинги. Откуда сейчас такая любовь к Путину?

— Он красивый и прикольно шутит - у людей с высоким интеллектом хорошее чувство юмора! Но я его уважаю за другое - за программу импортозамещения, за 5%-ный кредит для аграриев и за глобальный разворот страны в сторону сельского хозяйства. Я выходил на проспект Сахарова с белым шариком и протестовал против ВТО с коровой Глашкой, где меня ОМОН отправил в автозак. В то время я не голосовал за Путина, не верил, что будет лучше. Но в 2014 году все изменилось. Он сделал ту страну, о которой я мечтал в детстве.

Голова для самого известного человека в стране

— Вы мечтали передать президенту головку сыра, но до сих пор не удалось. Сегодня она жива?

— Шесть лет головка лучшего дорого сыра ждет своего часа – ее передам только лично в руки Владимиру Путину. Вы не представляете, был целый «конкурс» по передаче сыра президенту, приезжало много жуликов под видом посредников. Однажды позвонили: «Сам знаешь, от кого, сейчас приедем и заберем сыр»… Приехал чувак, загрузил в багажник сыр якобы на пробу, провести экспертизу, и уехал, а я даже документы не спросил. А потом позвонил, мол, надо еще – не распробовал. Смех! Сейчас я от таких сомнительных предложений, конечно, отказываюсь. Но сыр мы в Кремлевскую столовую до сих пор поставляем.

— Во сколько бы оценили голову для Путина?

— За 100 тысяч рублей бы его продал. А по качественным характеристикам без назначения президенту – за 50 тысяч. Купят. Кстати, общение с президентом каждый раз увеличивает продажи – они вырастают на 15-20% в месяц.

— Пишут некоторые, что у вас сыр не очень хороший за большие деньги. Как относитесь к таким характеристикам ?

— Всегда будут говорить, что сыр плохой. Когда продавали свежий сыр по 500 рублей за килограмм, мы не могли остановить людей. Это дешевле себестоимости, и все равно писали, что цена завышена. Самый дорогой сыр - 2500 рублей за килограмм, выдержка 6-7 месяцев. Самый ходовой по акции - 1000 рублей за кило. Примерно столько же стоит «Ламбер» компании PEPSI.

На земле Стерлигова искал клад

— Очень запутанная история знакомства с семьей бизнесмена Германа Стерлигова...

— Мы занимались раскопками захоронений участников Великой Отечественной войны. Друг пригласил помочь одному фермеру найти клад, так вышло, эти участки принадлежали Стерлигову. Клад я не нашел, но встретил будущую супругу Пелагею.

— Вы так бурно и открыто обсуждали детали развода. Зачем такая публичность?

— Больная тема, которую не хочу комментировать. Так бывает, люди стали по-другому смотреть на вещи, возникают конфликты, ссоры. Сейчас дети по договоренности живут и у меня, и у мамы. Свободное время и отпуск провожу вместе с детьми, ходим в бассейн, играем в лото, шашки, приставку.

— Во что вы верите сегодня?

— В Иисуса Христа.

— Поститесь?

— Стараюсь. Все посты в году держал, но, будучи сыроваром, сделать это трудно - иногда нарушаю по ошибке. Кстати, ни в одной книге не сказано о воздержании мужа по отношению к жене. Одно время я сильно углублялся в этот вопрос (улыбается).

— Вы круто изменили свою жизнь и образ. Сегодня представить вас в косоворотке и калошах сложно…

— Позавчера ходил в косоворотке – я же старообрядец. Мне нравится льняная одежда, люблю русский стиль, подтяжки – у меня их целый мешок. Это самая интимная тема, я фанат подтяжек - целая коллекция. Каждый раз из поездки заграницу привожу подтяжки. Любимые – швейцарские, с коровкой – их подарили коллеги. Классные подтяжки с Че Геварой. В моем гардеробе подтяжки разных цветов и формы – на каждый повод.

— Почему вы решили похудеть и как поддерживаете форму сейчас?

— В 31 год возникли проблемы с давлением - стало подскакивать до 150, начала болеть голова. Кардиолог прописал пожизненно пить таблетки. Я весил 114 кг, так напугался, что решил - надо менять образ жизни. Похудение растянулось на два года. Сначала ходил пешком на работу и обратно, потом съездил на велосипеде в Питер. Сейчас занимаюсь триатлоном, плаванием, катаюсь на велосипеде и бегаю. А как иначе? Не буду заниматься спортом, начну толстеть. А я не хочу быть толстым! Вот вам лайфхак от Сироты - у меня куча стрессов, но я не бухаю, не употребляю запрещенных веществ. Я кайфую от бега и велосипеда. После пульса 160 ударов в минуту нет никаких мыслей в голове - там пустота.

— Получается, вы завидный жених. Ваше сердце сегодня свободно? (хитро прищуриваюсь)

— Пульс 67 ударов в минуту (посмотрел на умные часы). Бьется прекрасно, тахикардии нет.

— Вам не бывает одиноко?

— Самое страшное было в разводе для меня, когда я не слышал топота детских ножек по лестнице. Но потихонечку отпустило.

— На часах полночь, вставать в шесть утра. Как вам удается оставаться «батарейкой»?

— Мне нравится драйв, мероприятия, движуха. Пока есть силы! Отосплюсь потом.

Фото и видео 73online.ru

Светлана Снежина

Дарья Косаринова