Убийство, которое до сих пор помнят немало ульяновцев, произошло 37 лет назад. Расчленённое тело 11-летней школьницы Оли Сазоновой собирали по частям — ноги, руки и голову девочки находили в мусоросборниках улиц Минаева и Рябикова. Следователи провели более тысячи допросов, множество экспертиз, но разоблачили ужасного педофила совсем недавно.
Вышла погулять и пропала
Мартовским днём 1987 года Оля Сазонова сделала уроки и захотела погулять. Родители отпустили дочь, попросив купить хлеба, но возвращения ребенка так и не дождались. В магазине сообщили Сазоновым — девочка купила хлеб и ушла.
Сыщики отрабатывали разные версии. Самая правдоподобная получила условное наименование «Знакомый». Суть заключалась в том, что девочка пошла за убийцей сама.
Дворник Люба работала по адресу Рябикова, 27. Увидела в мусоросборнике человеческую ногу. Испуганная женщина вызвала милицию. Голова и голеностопы. Позже новое сообщение — Минаева, 22. Местный дворник нашёл другие части тела. Судмедэкспертиза показала, что перед смертью девочку изнасиловали.
На розыск преступника бросили серьёзные силы. В том числе, Главного управления уголовного розыска. В Москву докладывали о ходе расследования каждый день. Одновременно появились мошенники, которые собирали по домам пожертвования «на памятник Оле Сазоновой».
Милицейская «Волга»
Ульяновские сыщики выяснили, что в день пропажи Оли недалеко от её дома видели подозрительную «Волгу». Машина промчалась на красный свет прямо перед трамваем. Оказалось, это автомобиль линейного отдела милиции, который использовался начальником, а водитель был вхож в семью Сазоновых, что согласовалось с версией «Знакомый».
— Заподозрили, что шофёр убил и расчленил девочку на моей даче, что стоило мне карьеры, — вспоминает бывший начальник ульяновского линейного отдела внутренних дел на транспорте Александр Талынёв.
В погребе дачного домика нашли окровавленные ножовку и топор. Шофёр признался, что рубил ими дрова и поранился, но экспертиза показала, что группа крови на инструментах — как у погибшей девочки. Водителя арестовали на десять суток, за Талынёвым установили наружное наблюдение, но тот обхитрил коллег и вырвался в Москву на приём к министру внутренних дел, который, изучив материалы, решил, что сотрудники МВД не причастны к убийству.
Маньяк открыл охоту на девочек по имени Оля?
Спустя два года случилось новое ЧП — исчезла Оля Ивлева. Через три месяца на берегу Волги нашли чемодан, забитый частями тела несчастной.
По городу поползли слухи: маньяк убивает девочек с именем Оля. Жертв выбирает, складывая из первых букв фамилий слово «сила». Первые две уже есть. Напряглись родители с фамилиями на «Л» и «А».
Профессионалы и новые технологии нашли убийцу
В 2018 году в Ульяновске для расследования давнего преступления применили оборудование, которое определило генотип убийцы. Расследование возобновили, поручили следователю Виджею Новрузову. Сначала проверили Талынёва и его шофёра — ложный след.
По делу допросили около 1700 человек. Работа продолжалась пять лет. Новрузов вышел на соседа девочки — Колпакова. В молодости тот имел модельную внешность, участвовал в показах, и, как выяснилось, обладал феноменальной памятью:
— Через несколько месяцев после убийства его спросили, чем занимался 16 марта. В деталях вспомнил, где, когда и во сколько находился, обеспечил себе алиби. Это насторожило, — говорит Новрузов.
В 2022 году правоохранители навестили Колпакова, который работал сторожем и пьянствовал. Генотип совпал. Когда подозреваемый догадался, что разоблачён, закрылся в гараже и включил двигатель автомобиля - покончил с собой. «Трус, побоялся, что посадят надолго, знал, что таких в тюрьме не любят», — считают родственники погибших девочек.
Суда не было - родственники Колпакова настояли на прекращении уголовного дела в связи со смертью, то есть фактически согласились с виновностью Колпакова.
Фото: выпуск «Однажды 35 лет спустя» телепередачи «Следствие вели»