Сергей Жданов после своей уголовной истории решил распродать имущество и начать новую жизнь в Москве. Туда экс-музейщик уже перевез сына и подумывает к осени открыть реставрационный центр. Сжигая мосты, Жданов вышел из совета реготделения «Справедливой России», фонда «Пластовская осень» и пожелал всем удачи.

В апреле бывшего директора художественного музея Сергея Жданова приговорили к пятилетнему условному сроку и штрафу в 3,8 млн рублей за получение взяток. Чтобы расплатиться, он собирался расстаться с частью своей недвижимости: продать три однокомнатные квартиры, купленные детям. Однако делать этого все же не пришлось. По словам бывшего музейщика, штраф он выплатил, но на какие средства — «коммерческая тайна».

Теперь Сергей Жданов реализовывает проекты с местными художниками и готовится к переезду в Москву, где уже проводит большую часть времени.

— Чтобы что-то купить, нужно что-то продать. Я много чего продаю. У меня есть определенная коммерческая недвижимость, которую можно реализовать. В Ульяновске у меня нет постоянной работы, но есть определенные проекты: с Вячеславом Сайковым открыли выставку в Самаре, с Brevoll хотим сделать в Radisson арт-вечеринку с выставкой его работ в нестандартном формате, — рассказывает Жданов. При этом всячески уклоняется от ответов, что конкретно намеревается продать: «Ничьим кошельком я не являюсь, лишних миллионов у меня нет, потому что всегда, когда я зарабатывал какие-либо средства, вкладывал их в семью и приобретение картин, хотя это не самый продаваемый товар».

По информации источников 73online.ru, экс-музейщик пытался продать за 20 млн рублей здание на Ленина, 86, которое является памятником культурного наследия и сдается в аренду коммерческим организациям. Слухи Жданов опроверг – «здание остается, но если бы мне поступило такое предложение, я бы подумал».

Вместе с продажей имущества коллекционер отказывается от должностей: он уже вышел из регионального совета партии «Справедливая Россия» и фонда «Пластовская осень». «Проблема многих руководителей заключается в том, что они очень тяжело расстаются с властью, хотя на определенном этапе их участие начинает тормозить развитие организации. Чтобы заниматься политической деятельностью, нужно много времени и сил, естественно, находясь по большей части в Москве, я не могу отдаваться полностью. То же касается «Пластовской осени». Сегодня фонд работает, и я желаю ему всяческих удач», — говорит Жданов.

Сейчас он живет на съемной квартире в Москве, жилплощадь приобретать пока не планирует — не нашел идеального сочетания цена-качество: «У меня четверо детей, мне нужна большая квартира или дом, в этих условиях проще арендовать жилье. Семью пока что не перевез, только сына, он учится на реставратора». В ближайших планах у Жданова открытие в столице реставрационного центра: «Огромный пласт российской культуры погибает, причем это касается и икон, и мебели, и изобразительного искусства. Я как человек, который не первый год в отрасли, вижу, что нам нужен хороший реставрационный центр. Я привык заниматься тем, что я могу делать. Здесь выступаю как организатор, но знаю людей, которые с удовольствием будут заниматься реставрацией, которые в силу отсутствия рынка и коммуникаций не имеют сейчас возможности для этого». Открытие Жданов планирует уже осенью, объем инвестиций предпочел не называть.

Гендиректор консалтинговой компании «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов оценил такой бизнес как высокомаржинальный, но сложный.

— В Москве большой рынок, серьезное скопление людей с большим капиталом, для которых важны антикварные ценности, поэтому город для реставрационной мастерской подходящий. Объем спроса будет зависеть от доверия к мастерам. Основная целевая аудитория, коллекционеры, обычно работают с конкретными специалистами. Важно понимать, будет ли доверие к мастеру у потенциальных заказчиков. Если это учесть, то бизнес будет процветать. Иногда реставрация стоит весьма дорого, и такой бизнес может быть высокомаржинальным. Как правило, в России при открытии тестируется модель на меньших вложениях: это могут быть сотни тысяч рублей на первичное оборудование и зарплату сотрудникам, — прокомментировал Дмитрий Цибизов.

Александр Ироревич, владелец мастерской в Москве, отмечает, что реставрация — очень дорогое удовольствие и клиентов немного. "Реставрация — это ответственность перед государством, памятниками культурного наследие. Мастерские открываются в основном самими специалистами либо государственными обществами — это занятие не для инвестиций", — считает Ироревич.

Анна Ежова