Симбирская митрополия заявила о претензиях на здание Ульяновского государственного университета на улице Карла Либкнехта, где обучаются будущие медики. Представители духовенства отмечают, что корпус медицинского факультета исторически принадлежал Церкви, а эксперты говорят, что митрополия имеет право вернуть имущество. Ректор УлГУ Борис Костишко не прочь отдать здание, но после того, как взамен будет предоставлено другое. Вопрос может быть решен в течение пяти лет — со строительством нового корпуса для студентов-медиков стоимостью 1,2 млрд рублей. Владыка Лонгин может стать первым митрополитом на симбирской земле, кому удалось сдвинуть многолетний вопрос с мертвой точки.
Симбирская митрополия в очередной раз заявила о намерении вернуть в свою собственность здание бывшего Симбирского духовного училища на перекрестке улиц Карла Либкнехта и Ливчака, построенное в конце 19 века. Сейчас там располагается медицинский факультет УлГУ. О планах на объект в конце декабря 2021 года на Епархиальном собрании рассказал митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. Он подчеркнул, что возврат имущества религиозного назначения — вопрос для Церкви приоритетный. Работа эта якобы уже ведется.
Впервые разговоры о возврате здания РПЦ шли еще при владыке Прокле в 2010 году, затем повторно через пять лет при митрополите Феофане. Владыка Лонгин — третий, кто предпринимает попытку вернуть эту недвижимость.
Здание бывшего Симбирского духовного училища было построено в 1891-1893 годах, прежде на этом месте располагался Покровский монастырь. Автор проекта существующего здания училища с Кирилло-Мефодиевской церковью — архитектор Михаил Алякринский. Учебное заведение просуществовало до 1918 года, затем в разные годы здесь были школа швей, фабричная школа, казармы, военный госпиталь, во времена Советского союза в помещениях занимались студенты сельхозинститута. В 1990 году областной исполком отдал здание ульяновскому филиалу МГУ им. М.В. Ломоносова, который в последствии стал самостоятельным вузом (УлГУ). Собственником имущества является Российская Федерация, оно находится в оперативном управлении госуниверситета. Студенты-медики там учатся уже 30 лет — с момента основания медицинского факультета.
Официальный представитель митрополии Наталья Горенок сообщила 73online.ru, что спорное здание строилось для духовного учебного заведения: здесь находился храм, классы для занятий, а также общежитие воспитанников, поэтому в случае его возврата в нем разместят семинарию. Стоимость финансовых вложений пока РПЦ не просчитывалась, по предварительным оценкам — это не одна сотня миллионов рублей.
— Согласно федеральному закону № 327 («О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»), объект подлежит возвращению Церкви. Однако на практике процедура может занимать не годы, а десятилетия. Вопрос обсуждается давно, он затянулся исключительно из-за строительства нового корпуса для медфака УлГУ, потому что студенты взамен должны получить полноценную альтернативу, — прокомментировала Горенок.
Директор Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», член Научно-методического Совета Комитета по культурному наследию Ульяновской области Ирина Котова считает, что «если есть возможность использовать здание по своему назначению, это надо сделать».
— Объект должен быть сохранен как исторический памятник, памятник архитектуры и градостроительства. Он в неплохом состоянии, имеет первоначальный облик, о нем должным образом заботились. Вопрос о том, возвращать ли его Церкви — тонкий, должно быть обоюдное решение всех сторон. Но с точки зрения здравого смысла, наверное, лучше его отдать митрополии, — сказала Котова 73online.ru.
Эксперта удивляет, что вопрос передачи здания в собственность РПЦ заволокитили: «Есть определенные законодательные нормативы. Может быть одна причина — митрополия не проявляла активного интереса. С другой стороны, Церковь нередко буквально из руин восстанавливает памятники».
Ульяновский краевед Иван Сивопляс с Котовой согласен — митрополия должна завершить начатое. «Здание изначально строилось как духовное училище, мы видим это в его оформлении церковной архитектурой. Хочется надеяться, что вопрос разрешится. Есть прекрасный пример, когда РПЦ вернула в собственность бывшее здание госархива и построила на этом месте Германовский собор — и город от этого не пострадал, у архива появилось замечательное здание», — говорит Сивопляс. Одновременно он отмечает заботу УлГУ к тем историческим объектам, которые находятся в оперативном управлении вуза.
Ректор госуниверситета Борис Костишко оказался не против отдать здание медфака митрополии, если будет предоставлена замена либо финансирование на строительство другого здания для вуза.
Ректор сообщил, что нового корпуса УлГУ ждет 10 лет, было несколько эскизов, но проект так и не реализован. В Министерстве образования и науки РФ на согласовании находится новая проектно-сметная документация на строительство на набережной Свияги корпуса площадью в 12 тысяч «квадратов» — с виварием (место для содержания лабораторных животных — прим.) и анатомическим театром. Ориентировочная стоимость — 1,2 млрд рублей. По словам Бориса Костишко, в случае одобрения и соблюдения сроков строительства медфак может отпраздновать новоселье через 5 лет.
— Нынешнее здание не особо подходит под нужды медицинского факультета — нам самим неудобно, мы его за эти годы сильно переделали под себя: переоборудовали классы, разместили ситуационный центр. Остались некоторые вопросы по сохранению исторического фасада, но в целом, считаю, мы заботливо к нему относились. Эта история с передачей имущества длится уже 15 лет и обостряется с каждым новым Владыкой, — сказал 73online.ru Костишко.
Важный момент — здание бывшего Симбирского духовного училища УлГУ получил в результате мены. Владыка Прокл согласился отдать его вузу, а взамен получил особняк купца Сачкова на улице Железной Дивизии (ранее в здании располагался отдел НКВД, затем руководство области решило устроить там гостевой дом — прим.). С 90-х в этом здании жили симбирские первосвященники. Таким образом, если возврат здания состоится, УлГУ остается «в минусе», потеряв два объекта.