В Поволжье многие студенты местных вузов, вероятно, не смогут приступить к очным занятиям 1 сентября. Руководство ряда учебных заведений ранее заявило о том, что не будет допускать к лекциям тех, кто не вакцинировался от COVID-19. Это означает, что непривитых вновь ожидает дистант, как это было в самом начале пандемии. Смогут ли вузы обеспечить учебный процесс в смешанном формате, готовы ли к такому сценарию сами студенты – разбирался «ФедералПресс».

Нешуточный резонанс вызвало заявление ректора Ульяновского госуниверситета (УлГУ) Бориса Костишко. Он признался, что не понимает, почему люди не прививаются.

«Представьте себе, что вы находитесь между двумя выборами. Первый – небольшая вероятность того, что вакцина приведет к каким-то осложнениям, аллергической реакции, например. Второй – большая вероятность, что у вас будет тяжелое течение болезни с летальным исходом. Я думаю, выбор очевиден», – указал Костишко.

По словам ректора, не вакцинированные и при этом не имеющие медотвода преподаватели с 1 сентября допускаться к работе не будут. Он подчеркнул, что «со студентами та же самая ситуация – они просто не будут учиться».

«Если мы это сделаем, то университет может стать covid-free зоной», – заявил ректор УлГУ.

По этой причине депутаты местного заксобрания уже направили заявление в прокуратуру – они просят проверить факты возможной принудительной вакцинации в учебном заведении.

Вузы на удаленке

Схожая практика активно внедряется и в других вузах округа. Так, ранее Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ) потребовал от своих сотрудников и студентов в обязательном порядке пройти вакцинацию от коронавируса. В ином случае студентов в сентябре не допустят до очных занятий, на дистант могут быть переведены и непривитые преподаватели.

В интервью СМИ проректор вуза Давид Кордончик заявил, что никого отчислять или увольнять из вуза за отказ ставить прививку не будут. Однако он не исключил перевод студентов с очной формы обучения на дистанционную с последующей формулировкой в дипломе «прошел обучение с применением дистанционных технологий». Представитель университета признал, что это не очень хорошая перспектива для будущих технических специалистов, которым важны лабораторные занятия.

Ранее сообщалось, что и вузы Перми обсуждают варианты введения санкций для студентов, которые не вакцинировались от коронавирусной инфекции.

Источник «ФедералПресс» в одном из саратовских вузов также не исключил, что студентов, которые отказываются от прохождения вакцинации, переведут на дистанционную форму обучения. Однако специалисты утверждают: подобный смешанный формат учебы, при котором одни получают образование в очном режиме, а другие – дистанционно, чреват множеством сложностей. Справятся ли с ними вузы – пока большой вопрос.

«Дистант стал адом»

Впрочем, многие студенты даже будут рады дистанту. Как рассказал «ФедералПресс» директор центра образовательных проектов филиала РАНХиГС Владимир Попов, многим студентам дистант даже понравился.

«Много было вариантов, когда преподаватель вел занятия в почти пустой аудитории, но благодаря стабильному интернету и хорошей аппаратуре в аудиториях студенты могли слушать лекторов в синхронном режиме, а не в записи. Практики, когда преподавателю приходилось бы один и тот же материал рассказывать дважды для разных студентов – очно и в онлайне – такого явления вообще не было», – указал Попов.

По его словам, студенты и их родители не вправе требовать снижения оплаты за дистант.

«Точки над i были поставлены сразу, еще в апреле 2020 года: в подписанном сторонами договоре на оказание услуг онлайн-обучение называется дистанционной образовательной технологией и потому приравнено к очному. Тем, кто подумал, что онлайн-обучение – это обучение заочное, объяснили, что заочники учатся всего по два-три месяца в году, а тут занятия, хотя и в онлайне, но каждый день по расписанию», – говорит эксперт.

Студент одного из вузов Самары Олег признался «ФедералПресс», что дистант пришелся по душе ему и большинству его одногруппников: «Не хотят нас пускать на занятия – ну и ладно. При дистанте больше свободного времени и больше времени на работу. У нас многие сейчас работают параллельно с учебой».

В прошлом году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос студентов колледжей и вузов о дистанционном образовании. Выяснилось, что большинство студентов устраивает то, как организована в их вузе «удаленка» – об этом сообщили 72 процента респондентов. При этом каждый четвертый не просто удовлетворен, а говорит о «крайней степени удовлетворенности»

Преподаватель одного из вузов, пожелавшая сохранить анонимность, подтвердила, что для многих студентов дистант удобен, особенно для тех, кто подрабатывает. Но количество заданий на дистанте фактически больше, чем на очном обучении, поэтому здесь есть свои плюсы и минусы, указала собеседница «ФедералПресс».

«Некоторые системы сдачи сессий благоприятнее для студентов именно на дистанте. Но неужели мы должны это учитывать? Давайте создадим все условия для студентов, а преподаватель будет работать очно, а потом бежать сломя голову домой, чтобы провести дистанционную пару, так как у меня, например, на кафедре нет не только персонального компьютера, но и любой другой возможности выйти в интернет. Мы работали в комбинированном формате, он нам показался адом», – призналась преподаватель.

Дистант не является проблемой для тех вузов, где выстроена соответствующая система, указал в разговоре с «ФедералПресс» президент Союза профессионалов дистанционного обучения Юрий Белоножкин. По его оценкам, дистант угрожает только там, где этой системы в принципе нет.

«Когда студенты и преподаватели пишут друг другу письма по электронной почте – это не дистант, не системный подход. К чему этот педагогический садомазохизм прошлых веков? Это профанация не только дистанта, но и обучения в принципе. Любой человек – и студент, и преподаватель – будет протестовать против такого «дистанта», – заключил Белоножкин.

Преподаватели также указывают и на дополнительную нагрузку: с одними студентами придется заниматься очно, с другими – в онлайне. При этом у вузов нет средств на оплату возросшего объема работы.

Важно и другое: одногруппники, занимающиеся очно и дистанционно, очевидно, получат разный объем знаний. Получается, что и требования к ним придется предъявлять разные.