В прошлом году внезапный переход на дистанционный формат уроков сразу же уронил уровень знаний. Причина — отсутствие должной подготовки для онлайн-занятий, которая была необходима как детям, так и самим педагогам. Многие учителя не смогли наладить процесс обучения качественно, а потому родители жаловались, что вся нагрузка по изучению новых тем и закреплению полученных знаний легла на них. 73online.ru проанализировал итоги ЕГЭ за нынешний год, чтобы понять, сумели ли выпускники и педагоги подстроиться под коронавирусные реалии и если не поднять, то хотя бы сохранять уровень успеваемости.

Спасли репетиторы

В сложную ситуацию попали выпускники, для которых «коронавирусный» учебный год оказался не столь эффективным. Ни для кого не секрет, что серьезная подготовка к ЕГЭ для многих школьников начинается именно в 11 классе: они начинают наверстывать упущенные ранее знания, переходят в режим непрерывного и серьезного обучения, чтобы выдержать единый госэкзамен достойно.

Личное общение с учителем в этом плане играет огромную роль: в 16-17 лет проявлять чудеса самоорганизации очень сложно. Многие дети до последнего не знают, куда они хотят поступать, а потому мечутся между вузами и предметами, по которым будут сдавать ЕГЭ. А потому роль педагога становится огромной — он может направить ребенка в нужном направлении.

Несмотря на явные трудности в организации нормального учебного процесса, по официальным данным, итоги ЕГЭ в 2021 году оказались практически такими же, как и в прошлые годы. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил: «Падения результатов не произошло, это серьезное достижение в пандемийный год».

Так, в целом по России средний тестовый балл по русскому языку составил 71,4 — это на 0,2 ниже, чем в 2020 году, по профильной математике — 55,1 (плюс 1,2 балла по сравнению с прошлогодними показателями), по физике — 55,1 (плюс 0,5), по истории — 54,9 (незначительно ниже прошлогоднего результата). Можно предположить, что все это — результат того, что родители активно подключали к учебе репетиторов.

Без аномалий

А что в Ульяновской области? В региональном минобре утверждают, что результаты ЕГЭ наших выпускников в нынешнем году в целом сравнимы с результатами по России.

— Аномальных колебаний нет, это говорит о том, что ЕГЭ прошел ровно. Объективность его проведения не вызывает сомнений ни в целом по региону, ни в разрезе образовательных организаций или отдельных учебных предметов, — заявили в ведомстве Натальи Семёновой.

Между тем, в июле мы писали, что на аппаратном в городской администрации были озвучены совершенно иные данные. Тогда замглавы Ульяновска по соцблоку Инна Митрофанова рассказала, что успеваемость упала, и объяснила это пандемией и длинными зимними каникулами из-за морозов. Русский язык хуже всего сдали школы №49, 29, 12, 48 и 70. С математикой возникли трудности у школ №12, 49 и 29. Мэр Дмитрий Вавилин заявио, что средние 52,43 балла ульяновских школьников по физике его расстроили: для промышленного центра результаты неудовлетворительные. В 2020 году физику ульяновские выпускники сдали еще хуже - средний балл, по данным минобра, составил 52,14.

По остальным предметам в 2021 году данные такие: обществознание — 54,16 (в 2020 году — 53,48), информатика — 61,49 (59,76), история – 55,89 (55,49), литература – 62,35 (62,34), физика – 52,43 (52,14), химия – 55,34 (54,26), английский язык – 69,26 (68,19).

По русскому языку за последние три года ситуация улучшилась. По данным областного минобра, в 2021 году количество учеников, не преодолевших минимальный порог, значительно уменьшилось – 0,23 по сравнению с 2020 годом (1,09).

Этот результат объясняется тем, что минимальный порог (количество баллов, необходимых для того, чтобы получить возможность подавать документы в вузы) в прошлом году составил 35 баллов. В 2021 же году выпускники, которые не планировали поступление в вузы, для получения аттестата о среднем общем образовании могли сдавать ГВЭ-аттестат. Это новая форма итоговой аттестации, которую составили из заданий ЕГЭ базовой сложности: в работе представлены 24 таких задания с кратким ответом, сочинение при этом не предусмотрено.

Средний тестовый балл по русскому вырос с 69,12 в 2020 году до 69,52 в 2021-ом (по РФ — 71,45).

По математике средний тестовый балл повысился: 2018 год – 56,40, 2019 год – 56,40, 2020 год – 51,79, 2021 год – 55,59 (по РФ - 54,91). Почти в два раза снизилось количество выпускников, не набравших минимальное количество баллов (2020 год – 11,08%, 2021 год – 6,33%). Как и в предыдущие годы, в 2021-м наиболее востребованными учебными предметами по ЕГЭ стали обществознание, физика, биология, история, информатика и ИКТ.

Где учат лучше всех

Где в Ульяновской области выпустилось больше всего стобалльников? В 2021 году их было 39 из более чем 5,3 тысячи выпускников. Из них две девушки набрали 100 баллов по двум предметам: это выпускницы многопрофильного лицея № 11 имени В. Г. Мендельсона Марина Бусел и Анастасия Герасимова. Марина получила наивысший балл по русскому языку и химии, а Анастасия — по русскому и английскому языкам.

В числе стобалльников — выпускник университетских классов при УлГПУ им. И.Н. Ульянова Никита Марьин. Он получил максимально возможный балл по профильной математике, а также высокий балл на экзамене информатике.

Кроме того, в списке лучших — выпускники Нижнетимерсянской средней школы Цильнинского района; ульяновских гимназий №1, №2, №30, № 33, №34, лицея №20 и 38, средних школ №17 ,76, №21; димитровградской средней школы №17 и городской гимназии, многопрофильного лицея Димитровграда; средней школы № 1 Барышского района; школы поселка Силикатный Сенгилеевского района; Базарносызганской школы № 2; Радищевской школы №1; Инзенской школы №2, Охотничьевской и Богдашкинской школ, Суворовского училища и классов при УлГПУ.

Виктория Чернышева