Театральную площадь должны были благоустроить к 1 августа, но обнаруженная при раскопках в конце мая старинная кирпичная кладка вынудила остановить работы на два месяца. На объект пригласили археологов. В среду мэр Ульяновск Болдакин справедливо спросил с исследователей – каковы их рекомендации и когда можно приступать к ремонту? В процессе переговоров запрошенные археологами 2 млн рублей на наблюдения трансформировались в 371 тысячу.

Вопрос возобновления работ на будущей Театральной площади повис в воздухе в начале недели, когда глава города Александр Болдакин осмотрел место раскопок и пообщался со специалистами «Центра археологических исследований «Симбирская старина», возглавляемыми Александром Вискалиным. Их пригласили обследовать кирпичную кладку винного магазина XVIII века, обнаруженную при прокладке коммуникаций.

Напомним, благоустройство Театрального сквера – или Театральной площади – идет по нацпроекту «Жилье и городская среда» на средства федерального бюджета. Возле драмтеатра должны высадить красные клены, поставить скамейки и фонтан. Работы оценили в 60 млн рублей.

Невозможное «окно»

На проведение экспертизы специалистам понадобилось почти два месяца. В понедельник на осмотре площади Александр Болдакин ждал от археологов предложений – что делать с исторической находкой? Общественность ждала, что кладку закроют стеклом, вписав новую достопримечательность в общую концепцию. Но эксперты такой вариант отвергают.

Советник губернатора Ольга Мельникова о судьбе фрагмента старинного здания высказалась в телеграме – с учетом того, что город ограничен по времени требованиями по реализации нацпроекта:

«… подземный контур найденного объекта «непрерывный» и «уходит» под функционирующее здание за пределами территории сквера. Невозможность обеспечения герметичности шва и вероятность повредить саму кладку и исторический культурный слой заставили нас отказаться от идеи «окон». Оптимальным решением приняли воссоздание плоскостного участка стены на территории сквера с имитацией кирпичной кладки в покрытии – как маркера места».

Александр Вискалин пояснил мэру, что выполнена лишь экспертиза фрагмента кладки – теперь же нужен новый открытый лист (документ, дающий право проведения археологических полевых работ определенного вида – прим. ред.) на наблюдения при остальных работах. На это потребуется, по предварительным и весьма укрупненным прикидкам археологов, 2 млн рублей. Чтобы прийти к взвешенному решению, на среду экстренно назначили совещание с участием управления по охране объектов культурного наследия.

Рвы Кремля и достопримечательное место

На встрече Вискалин в подробностях рассказал, что местами упомянутая кирпичная кладка выходит почти на поверхность – залегает на глубине до 10 см. А за пределами этого здания могут быть найдены и другие исторические объекты. К примеру, в том районе проходит ров Кремля – в прошлом году его поставили на учет. По территории, на которой идут работы, проходит Симбирская засечная черта – объект культурного наследия федерального значения, выявленный в 60-х годах.

Всё это приводит к тому, что любые работы могут повредить культурные слои – поэтому нужен открытый лист на наблюдения. Археологи будут вести постоянный мониторинг, перебирать грунт, проводить диагностику, всё протоколировать, фотографировать и позже – составлять отчет. Если будет найдено что-то ценное, останавливать работы. Проектные решения при этом нужно будет менять – возможно, переносить опоры светильников или искать другие варианты для обустройства их оснований.

– Траншеи под водопроводы уже все вырыли, остается только их обследование – это 240 метров. Получается 370 тысяч рублей, – подытожил Вискалин.

Что делать?

Внимательно слушавший пояснения Болдакин перешел к главным вопросам – когда подрядчик сможет возобновить работу и что археологи рекомендуют делать с находками?

Четкого решения Вискалин не представил – стоял на продолжении наблюдений. Мэру и Евгению Сизоненко из управления по охране культурных объектов пришлось переспросить несколько раз, чтобы получить предложения: либо проводить масштабные раскопки и каким-либо образом сохранять кладку – на том же месте или переносить в музей – либо закрывать сверху плитой и засыпать.

– Зачем тогда откапывать, если мы обратно все засыпаем? Для кого этот открытый лист? Для кого мы обнаруживаем это всё? – резонно заметил Болдакин.

– Открытый лист дается на разные объекты. На разведку – это один открытый лист, мы при этом имеем полномочия только обследовать то, что есть, – пояснил Вискалин.

– Вы рекомендации должны нам дать. Вы все изыскания провели, а теперь даете команду обратно все засыпать?

– Получается так.

– Как сформулированы у вас рекомендации? Что вы написали в документах?

– В данном случае мы рекомендовали проводить работы под наблюдением.

В итоге долгих разбирательств чиновники и археологи пришли к решению: заключить с центром Вискалина договор на наблюдение - ориентировочно, на 371 тыс. рублей, и дальнейшие работы проводить под сопровождением археологов. В случае обнаружения новых артефактов работы будут приостановлены для изучения.

- Археологами был получен открытый лист. На его основании проведено исследование участка и подготовлен отчет, в котором указано, какие мероприятия необходимо провести - разработать раздел по сохранению выявленного объекта. Подрядчик, руководствуясь отчетом, внес изменения в проектную документацию. Раздел по сохранению направляется в управление по культурному наследию, где проект пересогласовывают. Для сопровождения с археологами заключается договор, нового открытого листа не нужно, - пояснила 73online.ru начальник Управления по благоустройству Валентина Уткина.

Подрядчику срок работ продлят на период временного простоя – это около 2 месяцев.

Также «Стройзаказчик» до 10 августа заключит договор на исследование территории сквера возле дома Языковых и Дворца бракосочетания, которую будут благоустраивать в следующем году. Средства заложены в бюджете города.

Татьяна Лисицына

Дарья Косаринова