Вопреки многочисленным публикациям в СМИ, сотрудники грузовой авиакомпании "Волга-Днепр" получили зарплату за сентябрь без задержек. Однако экономическая ситуация вокруг перевозчика остается сложной - выручка в 2018 году снизилась на 25%, компания вынуждена сокращать издержки, а некоторые эксперты не исключают ее банкротства. И что ждет "Волга-Днепр" в будущем - неизвестно.

В октябре местные СМИ сообщили, что в ульяновском офисе авиакомпании "Волга-Днепр" сотрудникам до сих пор не выплачена зарплата за сентябрь, а коллективу якобы предложено "написать добровольные заявления об отказе от зарплат до января 2020 года". Вслед за этим автор телеграм-канала ""Политджойстик", политтехнолог Марат Баширов и вовсе написал, что авиакомпания "Волга-Днепр" находится "в шаге от банкротства", а ее новым владельцем может стать Сбербанк во главе с Германом Грефом.

Однако на деле все оказалось несколько иначе. И хотя в самой авиакомпании от комментариев отказались, ее сотрудники, с которыми удалось связаться корреспонденту 73online.ru, заявили, что получили сентябрьскую зарплату без задержек, а всю публикуемую в СМИ информацию посоветовали делить на 10.

Тем не менее, времена для "Волга-Днепра" настали суровые. По итогам 2018 года выручка авиакомпании снизилась на 25% - с 15,5 млрд рублей до 11,7 млрд. Ранее перевозчик объявил о реструктуризации бизнеса и сокращении издержек. Мы не раз писали о трудностях компании и о том, почему она может покинуть Ульяновск. Проблемы у "Волга-Днепра" начались после 2014 года и кризиса в российско-украинских отношениях. ГК "Антонов" отказалась продлевать летную годность самолетов "Руслан", из-за чего большая часть парка простаивает, не имея возможности выполнять коммерческие перевозки. А "Русланы", которых в авиапарке перевозчика было 11, в свое время кормили группу компаний. "Волга-Днепр" в этой ситуации принял единственно возможное решение: взял серьезный кредит и в 2016 году на авиасалоне в Фарнборо купил 20 самолетов Boeing-747. После чего в 2018 году на очередном витке противостояния России с Западом попал под санкции и потерял возможность зарабатывать на контрактах с НАТО. Это поставило под вопрос не только выплату, но и обслуживание долга за "Боинги" (около $200 млн). По одной из версий, в качестве решения руководство авиакомпании рассматривает закрытие ульяновского офиса и переезд в Великобританию.

Для Ульяновской области такой исход станет болезненным: компания "Волга-Днепр" не только является крупнейшим налогоплательщиком в регионе (в 2016 году, например, она заплатила 557 млн рублей налогов в областной бюджет), но и обеспечивает работой более 1000 ульяновцев. Однако в случае, если руководители "Волга-Днепра" не найдут выхода из сложившейся ситуации, уже в следующем году против компании может быть начата процедура банкротства со стороны кредиторов.

О непростой ситуации на мировом рынке грузоперевозок 73online.ru рассказал глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

- Мы вынуждены констатировать, что и сегмент перевозок уникальных негабаритных сверхтяжёлых грузов, и российский сегмент регулярных грузовых перевозок, в которых работают компании группы "Волга-Днепр", переживают не лучшие времена. Спрос на перевозки сокращается, доходная ставка не растёт. Поэтому компания стоит перед неприятным выбором: сокращаться, оптимизировать свои ресурсы, исходя из реального положения дел на рынке, или сохранить масштаб компании, кадровый состав, но неизбежно уйти в глубокий минус и покинуть рынок. Решение о сокращении всегда будет болезненным, но оно является единственным верным. К новым реалиям рынка нужно приспособиться.

Предсказать будущее компании непросто, так как внешние факторы прогнозировать слишком сложно. Мы не можем знать, сколько завтра будет стоить авиатопливо, каким окажется соотношение курсов валют, да и каково будет состояние мировой экономики. Пока глобального финансового кризиса мы не видим, но торговые войны уже сильно бьют по грузопотоку, в том числе по производителям электроники, которые традиционно являются крупными грузоотправителями в сегменте регулярных перевозок. Многие проекты в нефтегазовой сфере заморожены или свёрнуты из-за относительно низких цен на нефть, поэтому сегмент, ранее дававший работу авиакомпании "Волга-Днепр", теперь выглядит депрессивно. Но никто не сможет гарантировать, что события вокруг Сирии, Ирана, Саудовской Аравии и т.д. не спровоцируют рост цен и последующее оживление. Сейчас приходится действовать жёстко, возможно даже перестраховываться. Но без сокращения и оптимизации банкротство окажется неизбежным.

Александр Стрельцов, Игорь Игнатьев