Массовый уход из России автопроизводителей, закрытие границ, нарушение логистических цепочек ожидаемо приведет к проблемам с запчастями на иномарки. Владельцы новых автомобилей встревожены: смогут ли они сделать ремонт по гарантии, не будет ли с ним проблем? 73online разбирался в этом вопросе.

Бюрократический круг

В Национальном автомобильном союзе рассказали, что автолюбители уже жалуются на отказы дилеров производить гарантийный ремонт. Причем, это касается как премиальных, так и более простых марок.

— Ситуация предельно простая: запчасти, которые были на центральных складах, частично законтрактованы, выведены из оборота, забронированы. Плюс дилеры не понимают, каким образом теперь будет происходить оплата гарантийного ремонта. Раньше работа строилась так: после обращения автовладельца менеджер по гарантии согласовывал работы, дилер их производил и через 1-2 месяца получал деньги от представительства автопроизводителя. Теперь же условия изменились: представительство может не работать, денег нет, запчастей нет. Что дальше — непонятно, — рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Отказать официально в ремонте автомобиля по гарантии дилер не может — рискует нарваться на нарушение закона о защите прав потребителей. Как рассказали в союзе, некоторые компании в такой ситуации поступают, с их точки зрения, хитро: отправляют автовладельца по большому бюрократическому кругу.

Человек приходит к дилеру, говорит, что хочет произвести гарантийный ремонт. Ему отвечают: сейчас придет менеджер, он ненадолго отошел. Автовладелец ждет, ожидание затягивается. В итоге он добирается до старших менеджеров, генерального директора, ругается, ему не отказывают и снова предлагают подождать… Сроки затягиваются.

Если ситуация безвыходная, отремонтировать автомобиль нужно срочно, владелец зачастую машет рукой и идет в левый сервис, где производят все необходимые работы — уже за деньги. И, соответственно, теряет гарантию.

«В Багдаде все спокойно»

Официальные дилеры автопроизводителей в Ульяновске пока в гарантийном обслуживании не отказывают и обещают, что все сделают в срок. Хотя нотка тревожности в разговорах уже проскакивает.

В гарантийном отделе Hyundai «Авторай-Заволжье» на момент нашего звонка никого не было, менеджер соединить нас со специалистами не смогла. Памятуя о том, что рассказали в Национальном автомобильном союзе, мы немного напряглись. Но позже мастер перезвонил и успокоил: «Проблем с запчастями нет, приезжайте».

«Авторай» — официальный дилер сразу нескольких брендов: Кia, Nissan, Hyundai, LADA, Chery и Exeed. Также он является официальным сервисным партнером брендов Audi, Ford и Datsun. В компании заявили, что сервисные станции на данный момент осуществляют техническое обслуживание и ремонт автомобилей в обычном режиме, без ограничения ранее предлагаемого перечня услуг и работ.

— Мы делаем все возможное, чтобы минимизировать негативные последствия сложившейся ситуации на рынке для наших клиентов и поддерживать привычный высокий уровень сервиса, — пояснил коммерческий директор ООО УК «Авторай» Андрей Чигиряев.

В «Тойота Центр Ульяновск» отметили, что «работают в штатном режиме», а расходные материалы в наличии имеются. Что будет дальше, представители компании-дилера сказать затруднились, но пока гарантийный ремонт производится, как и раньше, в рабочем порядке, по предварительной записи.

В прежнем режиме работают и другие автодилеры. В «Skoda МТМ-Авто» отметили, что «поводов для беспокойства нет». В «Renault Лант Ульяновск» рассказали, что сбои с поставками из-за границы, возможно, могут быть, но если подать заявку сейчас, срок будет зафиксирован, и даже если доставка выйдет за сроки гарантии, ремонт будет произведен без проблем.

Прощупали мы обстановку и у дилера АвтоВАЗа — «Симбирск-Лада». Представились владельцами LADA Vesta, у которой перестал работать подогрев водительского сиденья. В компании уточнили, что в наличии нужных запчастей нет, но их привезут под заказ. Правда, точных дат не назвали, сказали: «Приезжайте — посмотрим».

Большая турбулентность

Сами автодилеры признают, что проблемы есть, и они достаточно серьезные. Президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Вячеслав Зубарев в своем обращении заявил, что никто не знает, что будет дальше.

— Турбулентность большая, и какой-то ясности, пока продолжается «горячая» фаза ситуации, ожидать не стоит. Уйдут ли компании-производители из России, возобновят ли деятельность — на это с уверенностью ответить пока не может никто. В частных, неформальных беседах они говорят, что всей душой за то, чтобы возобновить бизнес. Что можно сказать точно — продажи новых автомобилей в этом году обвалятся в разы, — пояснил Вячеслав Зубарев. — Что делать? РОАД уже написал запросы во все представительства компаний с просьбой пояснить ситуацию. Мы обратились в государственные инстанции с предложением помочь нашей отрасли, которая попала в зону бедствия. Но пока говорить о результатах рано. Нам нужно быстро приспособиться к меняющейся ситуации, не допустить банкротства компаний, сохранить большую часть рабочих мест.

Данные по продажам действительно неутешительные.

По информации Ассоциации Европейского Бизнеса, в марте автомобильный рынок России сократился на 62,9% по отношению к 2021 году (минус 93 547 автомобилей). Продажи АвтоВАЗа упали на 64%, Kia — на 68%, Toyota — на 69%, Skoda — на 71%.

УАЗ «упал» гораздо скромнее — на 19%.

Что прогнозируют эксперты? По словам директора Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяны Арабаджи, отечественный авторынок в текущем году столкнется со множеством проблем. Это остановка производства и поставок автомобилей ряда брендов; приостановка поставок машин в Россию из-за логистических проблем и их производства из-за нехватки компонентов. Нас ждет существенный рост цен на новые автомобили и подорожание б/у машин. Часть автовладельцев попросту не хотят продавать свои авто, так как непонятно, чем их можно будет заменить.

Также из-за санкций и нарушения логистических цепочек ожидаемо возникнет проблема с поставками оригинальных запчастей, в первую очередь, для европейских и японских автомобилей. Стоимость комплектующих, как оригинальных, так и неоригинальных, вырастет. Из-за этого произойдет существенный рост стоимости нормо-часа у официальных дилеров и, как следствие отток клиентов к «неофициалам».

Плюс ожидаются проблемы у автостраховщиков, связанные с дефицитом запасных частей, ростом их стоимости и ремонтных работ.

— Если в текущем году существенно сократятся поставки европейских, японских автомобилей, то их место в массовом сегменте займут китайские, корейские, российские автомобили. Но крупнейший российский производитель, АвтоВАЗ, также может сократить производство из-за проблем с комплектующими. Процесс замены поставщиков — не быстрый, одобрение нового партнера занимает не менее года. В критическом случае рынок в текущем году может сократиться до 900 тысяч — 1 миллиона новых легковых автомобилей, значительная часть из которых будет от российских, корейских, китайских брендов, — уточнила Татьяна Арабаджи.

«Золотой» ремонт

Из-за подорожания запчастей ремонт автомобилей может стать «золотым». Агентство Russian Automotive Market Research провело исследование по изменению цен на оригинальные запчасти по страховой корзине для легковых автомобилей за первые две недели марта 2022 года. Наиболее сильно выросли средние цены на запчасти на автомобили SUV бюджетного ценового сегмента (+127%).

По страховой корзине в среднем стоимость оригинальных запчастей от автопроизводителей для иностранных автомобилей SUV массового ценового сегмента увеличилась на 87,5%. Больше всего подорожал задний бампер (+96,4%), передняя левая дверь (92,8%), лобовое стекло (91,8%). Стоимость прочих комплектующих, которые чаще всего меняют при страховом ремонте, подскочила на 80-90%.

Российские власти ищут пути выхода из ситуации. Так, 30 марта правительство РФ разрешило ввоз востребованных оригинальных иностранных товаров без согласия правообладателей. В этот перечень входят и запчасти. Легализация так называемого параллельного импорта была одной из рекомендаций РОАД, которая, по мнению Ассоциации, поддержит работу автодилеров. Но эта мера начнет действовать только после полного ухода иностранных компаний с российского рынка.

Один на один

Что делать, если дилер-таки пытается всеми силами оттянуть гарантийный ремонт? Антон Шапарин считает, что единственный способ для автовладельца прекратить этот «бессмысленный набор шатаний» — приходить сразу с грамотно составленной, с опорой на закон о защите прав потребителей, досудебной претензией.

— Пока до судов дело не доходило, но если ситуация не разрешится, они не заставят себя ждать. Так что владельцам новых автомобилей я очень рекомендую найти контакты хорошего юриста, который будет готов повоевать в суде, — говорит вице-президент Национального автомобильного союза.

По мнению Антона Шапарина, эта ситуация, скорее всего, будет только усугубляться. В прошлые годы автомобилей в России продали достаточно много, а запчастей для них осталось мало.

Вопрос с закупкой новой партии комплектующих пока открытый — как только логистика более-менее выстраивается, зарубежные страны, которые ввели санкции, начинают ее снова «душить».

Поэтому, по словам эксперта, сегодня нельзя прогнозировать развитие событий на какой-то длительный срок.

— Если дилеры останутся без представительств автопроизводителей, их всех ждет неминуемое банкротство. И автовладельцы останутся со своими требованиями гарантии один на один. Это, увы, вполне реалистичный сценарий, — говорит Антон Шапарин.

Виктория Чернышева