Повышение цен на автомобили, страховку, бензин, запчасти и техническое обслуживание серьезно ударило по рынку такси. При этом увеличить стоимость поездок, чтобы частично компенсировать затраты, агрегаторы не могут, боясь оттока клиентов. По мнению экспертов, одним из способов выживания для таксопарков остаётся снижение качества: прокуренные салоны, водители без разрешений, без соответствующих документов и страховок ОСАГО. 73online.ru поговорил с участниками рынка и выяснил, с какими трудностями столкнулись таксопарки и водители, и чего ждать их клиентам.

Доход с машин падает, рентабельность стремится к нулю

Из-за санкций и нарушения поставок автопарки столкнулись с трудностями в обслуживании автомобилей: необходимые запчасти не всегда есть в наличии, а те, что есть — подорожали в разы.

- У меня в три раза увеличилась стоимость обслуживания автопарка. Цены на автомобили выросли кратно, покупать их нерентабельно, - говорит генеральный директор ООО «Транспортно-логистическая компания «СимТрэк» Николай Солодовников.

Как рассказывают участники рынка, замена масла раньше выходила в 1,5 тысяч рублей в месяц за один автомобиль. Сейчас цена поднялась до 4,5 - 6 тысяч рублей. Ремень ГРМ стоил 7 тысяч рублей, теперь - 22 тысячи.

При этом приобретение нового автомобиля также стало делом крайне невыгодным, поскольку только за первые две недели марта цена машин увеличилась на 20-30%, а к середине апреля, по данным агентства Автостат, чек на некоторые модели вырос на 60%.

— В этом году нам надо было менять машины, а их нет в наличии уже два года. Polo мы покупали за 700-800 тысяч рублей, сейчас – 2,5 млн рублей. При этом выше одного миллиона брать машину - это уже нерентабельно. Раньше приобретали автомобиль, и он окупался примерно за два года, а третий год отбивал цену и продавался. Сейчас эта схема не работает, - рассказывает председатель комитета по транспорту регионального отделения «Опоры России», руководитель транспортного коворкинг центра «Taxi House» Максим Давыдов

Отдельной проблемой стал вопрос с удорожанием страховки, которая подскочила в цене с начала года до 70 тысяч рублей. «В этом году страховка подорожала в январе, потом еще в марте - примерно в два раза. Вполне возможно, что рост продолжится», - подтверждает президент Ассоциации содействия развитию таксомоторной отрасли Михаил Михайлов.

При этом Максим Давыдов подчеркивает, что стоимость страховки не самая большая проблема, гораздо важнее, что страховые компании неохотно работают с таксопарками: «Никто не страхует. У нас есть показатели по таксопаркам со своими машинами. У них аварийность не высока. В том году было взносов почти на 3 млн рублей, а со страховки мы собрали по ДТП около 500 тысяч. Нет страховки на такси - нельзя получить разрешение. Если на момент аварии на автомобиле есть разрешение от Минтранса на перевозку, то автоматически страховка расторгается, и выплаты не приходят ни виновнику, ни жертве происшествия. То есть тут замкнутый круг» - объясняет он.

Он также добавляет, что все поездки Яндекса застрахованы на 2 млн рублей в случае ДТП. Однаао для того, чтобы страховка начала работать, машинам, закреплённым за одним агрегатором или перевозчиком, должны попасть в ДТП не менее 200 раз. При этом участники рынка сообщают, что расценки суммы возмещения по страховке старые, а на ремонт требуется уже намного больше.

Нулевая конкуренция

На ульяновском рынке такси только два игрока - Яндекс и Таксовичкофф, хотя таксопарков в городе насчитывается 165. При этом Яндекс является чуть ли не монополистом. По словам специалистов, конкуренции в отрасли уже нет давно. «На сегодняшний день все клиенты находятся у Яндекса, машины работают с ним. Также цены у агрегатора меньше минимума, поэтому никто не сможет конкурировать с ним. Яндекс просто снизит цены для пассажиров и будет доплачивать водителям», - объясняет директор Ассоциации операторов такси и диспетчерских служб Михаил Фролов.

Такое положение вещей, уверены эксперты, не идет на пользу рынку. «С приходом Яндекса и так все ушло в теневую сторону. Агрегатор сейчас активно «штампует» самозанятых. Он держится абсолютно за любого водителя, ведь если перевозчики уйдут, цены для клиентов повысятся, и Яндекс потеряет клиентов», - говорит гендиректор НКО «Ульяновская областная Ассоциация транспортных организаций» (УОАТО) Владислав Сонин.

Подтверждает это и Давыдов: «Почему-то многие клиенты думают, что, когда к ним подъезжает машина с эмблемой Яндекса, это официальное такси. А в Ульяновске 165 таксопарков Яндекса, и во всех них разные директора, правила и т.д. Яндекс как бы продвигает самозанятость, но с другой стороны - разрушает таксопарки. Потому что, если работающий в таксопарке водитель становится самозанятым, он автоматически уходит из-под парка - напрямую подключается в Яндекс».

По словам Сонина, Ульяновская область подписала 3-4 года назад соглашение с Яндексом - агрегатор обязуется проверять легальность таксистов, но на деле этого не происходит. Как рассказывает Давыдов, в городе на 10 тысяч водителей такси раньше было 4,5 тысячи разрешений. Но только за январь этого года выдано 2 тысячи.

Невыгодные условия для водителей

Отток официально работающих водителей прежде всего связан с существующими условиями труда. Сегодня водителю, чтобы оформиться и легально работать, потребуется заплатить 4 тысячи рублей в месяц. Комиссия за работу в такси составляет порядка 20-22%. Средняя стоимость самозанятого таксиста на рынке варьируется в районе 30-35 тысяч рублей. При этом зачастую все обслуживание автомобиля «висит» на водителе, кроме ремонта.

- Условия в такси должны быть адекватные, существующие надо пересматривать. Перевозки на сегодняшний день небезопасны, поскольку многие водители перерабатывают, что приводит к ДТП, - поясняет Михайлов.

Сейчас водитель по правилам в сутки может работать не больше 12 часов. Однако подключиться дополнительно к другому сервису и продолжить принимать заказы ему ничего не мешает.

Поскольку многим перевозчикам не выгодно работать официально, они переходят в теневую зону. По оценке УОАТО, в городе работает больше 9 тысяч водителей, 80% из них - нелегалы.

«В то время, когда безработица растет, в такси продолжат приходить со своими машинами. А Яндексу все равно, будут это таксопарки ездить или подключенные автомобили. Даже крупные таксопарки, которые работали на рынке, сейчас ушли в теневую зону», - объясняет Максим Давыдов. По его прогнозам, в 2022 году те, кто работают легально, закроются.

Согласен с ним и Владислав Сонин: «Думаю, многие парки будут распродавать машины и уходить в другой бизнес. Освободившиеся ниши займут нелегалы».

Как поясняют участники рынка, в первую очередь это связано с нерентабельностью бизнеса из-за крайне низких цен на поездки, которые диктуются рынку крупными агрегаторами. «Стоимость поездки настолько низкая, что не получается содержать автомобиль. И те таксопарки, которые имеют свои машины, персонал, медиков, механиков, сейчас еле выживают», - рассказывает Сонин.

Все эксперты единогласно говорят о том, что сейчас у них нет реальной возможности увеличить стоимость поездки и при этом не потерять клиентов. Поэтому, пожалуй, единственным способом выживания остается снижение качества. Как поясняет Солодовников, кризис ударит по региональным рынкам, но игроки просто изменят рынок, понизив качество услуг.

- Я думаю, что Яндекс вряд ли будет поднимать цены. Скорее всего, мы просто придем к определенному уровню обслуживания. То есть на рынок таксомоторного парка возвращаются ВАЗ 21-14, ВАЗ 21-10, прокуренные салоны (хотя уже в обиходе), водители без разрешений, без соответствующих на то документов и страховок ОСАГО. Самое главное, что с этим теневым рынком нет смысла бороться. Если мы хотим получить тариф в 59 рублей за перевозку по центру города, то просто не существует других вариантов выполнить заказ, - говорит он.

Марина Иванникова