Минздрав России предлагает сделать все бюджетные места по основным программам высшего медицинского образования целевыми. За отказ от отработки студентов могут заставить платить компенсацию в тройном размере. В правительстве РФ проект одобрили. Причиной такого решения называют кадровый голод. Ульяновское медицинское сообщество считает, что сильного оттока абитуриентов не будет — профессию выбирают по призванию.

В чем суть проекта закона

Закон может вступить в силу с 1 марта 2026 года. Он предполагает, что студенты, поступающие на бюджет по основным образовательным программам высшего медицинского и фармацевтического образования будут обязаны заключить договор о целевом обучении, а после учебы отработать три года под руководством наставника в организации, которая указана в договоре, или в той, что участвует в программе государственных гарантий оказания бесплатной медпомощи.

По окончании наставничества указанные лица подлежат периодической аккредитации специалиста. В соответствии с законопроектом, выпускник сам выбирает как регион пребывания, так и место работы. Изменения не ограничивают выпускника в выборе конкретной медицинской организации.
Что можно делать через три года отработки

По данным федерального Минздрава, ежегодно 35% выпускников вузов и 40% среднего профессионального медобразования, которые отучились за бюджетный счет, не работают в государственных медорганизациях.

Поэтому нарушителей условий договора о целевом обучении хотят обязать платить в бюджет компенсацию в размере затраченной на их обучение суммы и штраф в двукратном размере компенсации.

Эти условия будут распространяться не только на выпускников вузов, медколледжей, но и на заказчиков целевого обучения (региональные министерства) в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина, расторжения договора о целевом обучении в одностороннем порядке. После окончания учебы студенты смогут продолжить обучение на следующей ступени образования без отработки только при заключении следующего целевого договора с тем же заказчиком.
На кого распространяется штраф:

Дефицит диктует свои правила

Согласно программе кадрового обеспечения ульяновской системы здравоохранения до 2030 года, фактическая потребность в специалистах с фармацевтическим и высшим образованием составляет 524 человека (из них 182 для сел), в специалистах со средним профессиональным медицинским и фармацевтическим образованием — 635 человек (из них 176 человек для сел). При этом в Ульяновске есть медицинский колледж имени С. Б. Анурьевой и медфак (УлГУ) — специалистов готовят каждый год. К примеру, в 2024 году дипломы в вузе получили 557 выпускников по специальности «Лечебное дело» и 57 — по специальности «Педиатрия».

Педиатр Дмитрий Малых говорит, что как врача его отношение к проекту отрицательное из-за ограничения свободы выбора. Однако острый дефицит медицинских работников в России диктует свои правила:

— Государство как заказчик оплачивает обучение специалиста, поэтому, в общем-то, имеет полное право требовать отработки. Инициатива с точки зрения государственных интересов выглядит вполне жизнеспособной. Повлияет ли это на количество желающих стать врачами? Мне кажется, что нет. Все равно специальность будет оставаться одной из самых востребованных, самых престижных. Кроме того, третья заинтересованная сторона вопроса — граждане. Пациентам важно, чтобы медицинская помощь была максимально качественной и доступной. Так как изменения хотят принять в интересах граждан, поэтому, думаю, они позитивно будут восприняты.

Врач добавил, что государство, определяющее «правила игры», еще может скорректировать инициативу: либо больше ужесточить, либо, наоборот, смягчить условия.

Врач, заместитель председателя Общественной палаты Ульяновской области Владимир Малинин считает, что нужно пойти дальше и вернуться к старой системе распределения после вуза, как это было в Советском Союзе:

— Правда, молодым специалистам предоставляли жилье, заключали подробный договор, учитывали семейное положение. Выпускники трудились в районных больницах, где тогда работы было много: вели прием взрослых и детей, оперировали. Получали хорошую практику. Система была правильной. А сейчас не то, что в районы, в государственные больницы не идут работать. Выбирают частные клиники, косметологию.

Малинин подчеркивает: все должно быть по закону. Изменения должны касаться вновь поступающих, а не тех, кто уже заканчивает обучение.

Экс-министр здравоохранения Ульяновской области Павел Дегтярь согласен с коллегами: отучился за бюджетные деньги — отработай.

— Часть студентов медфака уже сейчас поступает по целевому набору и подписывает контракт об отработке. Считаю верным решение о возврате денег, если не отработали. Средства потребуются на обучение других студентов. Если абитуриенты сразу планируют работать в частных клиниках, то должны платить за свое обучение сами. Свободное трудоустройство может быть возможным, когда нет такого высокого процента дефицита кадров. Также эта мера по возврату средств коснется выпускников, которые просто уходят из профессии и работают в других сферах, а таких сегодня немало.

Эксперты отмечают, что многие абитуриенты продолжают медицинские династии, поэтому у них выбор профессии формируется рано. Медики, как учителя, работают по призванию, поэтому сильного оттока в вузах быть не должно.

Главное фото сгенерировано нейросетью

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Вера Меркулова