73online.ru поговорил с и.о. главы Димитровграда и бывшим руководителем московского района Строгино Юрием Черноусовым о затягивании конкурса на нового градоначальника. Чиновник отрицает конфликт с губернатором Сергеем Морозовым, при этом признает намеренную волокиту со стороны правительственного блока. В общем, Черноусов подвел итоги своей работы за два месяца, рассказал о том, кто виноват в образовании муниципального долга в 511 млн рублей, и за что получает зарплату лидер ульяновской КПРФ Алексей Куринный.

В мае журналист 73online.ru уже встречалась с Юрием Черноусовым, который был прислан госкорпорацией "Росатом" в качестве компромиссной фигуры на "поле боя" местных коммунистов и администрации губернатора. Напомним, что перед переездом в Димитровград Черноусов осмысленно приостановил свое членство в "Единой России", чтобы показать жителям города свою равноудаленность и от действующей власти, и от КПРФ.

В июне Черноусов, считающийся фаворитом конкурса по выбору главы Димитровграда, стал мишенью своих оппонентов, которые решили заострить внимание на его благосостоянии. Сплетники раструбили новость - у Черноусова миллионные доходы, иномарки, много земли и недвижимости. Объяснил он это просто - заработал в 90-х.

Затем, спустя несколько дней, представители "Белого дома", входящие в состав конкурсной комиссии по выбору главы города атомщиков, не обеспечили кворум и фактически сорвали два заседания подряд. Таким образом избрание нового градоначальника снова отложилось на неопределенное время.

Далее выяснилось, что детские сады и школы, управления культуры и образования, драмтеатр - всего более 40 учреждений соцсферы Димитровграда - оказались обезденежены в результаты блокировки счетов из-за неуплаты страховых взносов. Юрий Черноусов запросил помощи у областных властей, чтобы не допустить срыва отопительного сезона. Глава региона Сергей Морозов назвал этот шаг "плачем Ярославны" и раскритиковал депутатов гордумы во главе с коммунистом Александром Ерышевым за бездействие.

На следующий день появилась новость - исправить положение дел может внешнее управление, которое региональная власть готова взять на себя, отстранив от этого процесса местных чиновников.

Юрий Черноусов в разговоре с 73online.ru признался, что долг Димитровграда возник еще в 2011 году и рос в геометрической прогрессии. Виноваты в этом чиновники, которые руководили городом последние 8 лет. Подробности - в интервью 73online.ru.

- О каком внешнем управлении говорил губернатор? Есть ощущение, что областным чиновникам сказали бежать, а куда бежать, они не знают...

- Я могу дать лишь свою оценку. Глава кабмина Александр Смекалин дал очень четкое недвусмысленное поручение руководителям, что Димитровграду нужна поддержка. Но в данном случае она заключается не в том, чтобы перетянуть одеяло на себя и забрать управление под свой контроль, а оказать консультационную помощь: посмотреть по отраслям, где можно оптимизировать расходы, чтобы у нас получился сбалансированный бюджет, который из глубоко отрицательного стал положительным, и мы начали бы рассчитываться с долгами. Данная ситуация в городе возникла не потому, что Морозов или Черноусов заблокировали счета 44 организаций. Счета заблокировали судебные приставы, которые исполняли федеральное законодательство.

- Кто виноват в этом в итоге? Кто несет персональную ответственность?

- Хороший вопрос. Сейчас буду очень аккуратен в высказываниях. Не хочу подводить своих коллег. Но в целом можно сказать, что объективно ответственность лежит на той команде, которая управляла Димитровградом с 2011 года (в это время главой города был Николай Горшенин - прим. ред.). Я не зря называю эту дату. Долги начали копиться с 2011 года, с суммы невыполнения плана по доходам в размере 2,2 млн рублей, в 2012 - 14,4 млн, в 2013 - 39,4 млн, а в 2015 уже 165,3 млн рублей. В 2018 году - 29,4 млн. Появились пени и штрафа за невыполнение обязательств. Непопулярные антикризисные меры никакие не предпринимали, но о проблеме нельзя молчать и делать вид, что если проблемы нет, она сама собой исчезнет. Как управленец, как менеджер, я это прекрасно понимаю, поэтому 29 мая написал письмо на имя губернатора и председателя правительства, где озвучил это. И то, что Сергей Морозов назвал "плачем Ярославны", я называю "бить в набат". 10 июня блокировка счетов все же состоялась. А вот когда мы уже начали разбираться в этой ситуации, то какой-то план действий начал вырисовываться. В горадминистрации я строю работу с таким лейтмотивом, что каждый местный чиновник должен ежедневно перед совещанием задуматься о том, что еще можно сделать для сокращения долгов.

- За два месяца работы в Димитровграде вы уже успели познакомиться с городом. Как вы считаете, где можно было бы сэкономить, на каких отраслях?

- Все сокращения – нетривиальные меры. Но самое простое – это то, что находится непосредственно в моем управлении – городская администрация. Часть муниципальных казенных учреждений (МКУ) в ряде случаев нужно просто ликвидировать. Они неэффективны и не очень нужны. Есть серьезная задумка вообще лишить статуса юридических лиц некоторые управления, департаменты, комитеты, которые снабжены самостоятельным расчетным счетом и всеми теми атрибутами, которые прилагаются: бухгалтер, директор, сторож, водитель – и понеслась (улыбается – прим. ред.). Мне лично видится, что нужны серьезные сокращения, так, чтобы сделать, к примеру, объединенную бухгалтерию. Нет никакой принципиальной разницы в том, что должность начальника управления образования станет звучать иначе – начальник отдела образования. Ни в зарплате, ни в должности человек не потеряет, но это позволит внести определенные изменения, которые принесут существенную экономию, в том числе и кадровые перестановки осуществить юридически правильно и быстро. Следующий момент заключается в том, что нам придется плотно взаимодействовать с налоговой инспекцией и судебными приставами. Недавно у нас было совместное совещание и там прозвучала такая мысль, что нужно разработать комплекс, который позволит мониторить автовладельцев, имеющих задолженности. В этом случае автомобиль подлежит изъятию, пока должник не рассчитается. Кроме того, анализ показал, что есть даже долги по налогу на имущество, которые сами муниципальные служащие не закрыли, что тоже могло бы пополнить городской бюджет. У нас город умный, научный, и неспроста львиная доля всех расходов проходит по системе образования, в том числе по дополнительному образованию. Здесь надо очень внимательно посмотреть все траты, которые проходят. Необходимо и тут подумать, как сэкономить, конечно, без ущерба для жителей. Также в Димитровграде есть проблемы с арендой – мы арендуем всякие разные площади, например, под размещение ГБУ «Городские дороги» за 5 млн рублей в год. Есть и прецедент, при котором мы платим 1,2 млн рублей за аренду спортивной площадки. Вот если бы поставить спорткомплекс, который бы находился в имуществе у города, то через 10 лет его можно было бы не просто «отбить», но и еще заработать. По оценке специалистов, город не дособирает порядка 30-40 млн рублей в год по налогу на землю. Их нужно искать. Много чего предстоит сделать, и тут придется работать сообща.

- Какой срок дается для мониторинга оптимизации расходов?

- Он бессрочный. Когда поймем, что мы начали выпрямляться, тогда можно эту историю с повестки дня снять. А пока раз в неделю по средам у нас будут проходить такие совещания со Смекалиным. Ровно столько, сколько нужно для решения проблемы. Честно скажу, мне не хочется думать про такие болезненные меры, как экономия на всем и вся, но если необходимость возникнет, придется. Без вариантов.

- Почему ваши предшественники замалчивали проблему? Получается, губернатор не был в курсе, раз в ваш адрес высказал претензии?

- Я понимаю, что Сергей Иванович не очень обрадовался, что есть такая проблема. Но точки были зафиксированы. Почему молчали? Мне трудно сказать. Вот как снежный ком проблемы с 2011 года копились, а сейчас они выросли в это безобразие. Я приехал из Москвы в Димитровград и согласился взяться за эту работу, отчетливо понимая, что вещи надо называть своими именами – 511 млн рублей долга. Невозможно бесконечно такие нагрузки тащить, мы в итоге с городом окажемся в точке невозврата. А допустить этого мы не можем.

- В последнее время в прессе появляются материалы, что у вас с Морозовым конфликт, и в действительности Черноусов – вовсе не компромиссная фигура для правительства области на посту нового главы Димитровграда. Якобы договориться не удалось. Можете прокомментировать?

- Конфликта с Морозовым я не вижу. При чем тут конфликт? У нас абсолютно рабочие отношения. У него свои задачи, у меня – свои. Есть конструктивное взаимодействие. На сегодняшний день я и ряд других кандидатов подали документы на замещение вакантной должности. Но конкурсная процедура так и не завершилась, конкурс не состоялся.

- Но вы не считаете, что налицо намеренное затягивание заседания конкурсной комиссии со стороны правительственного блока? Уже два раза подряд люди губернатора не приезжают на обсуждение.

- Считаю. Да, мне кажется, это факт. Но о цели мне сказать трудно. Поработав тут чуть более 60 дней, я вижу, что во всем есть политическая воля и смысл во многих шагах и событиях, которые происходят. Зачастую мне пока трудно сказать, в чем он, поскольку я – человек новый и не во всем разобрался.

- С КПРФ сейчас как складываются отношения?

- Прекрасно, как никогда. У нас, кстати говоря, очень «зубастые» депутаты-коммунисты, которые не стесняются громко озвучивать свою позицию. Мне она не всегда близка, но я вынужден признать, что их мнение зачастую идет на пользу решению кризисных ситуаций. Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный очень частый и желанный гость в Димитровграде. Он декларирует острейшие социальные вопросы, мы с ним в постоянном контакте.

- Ну, а кроме контакта, он как-то реальными делами помогает Димитровграду?

- Задача депутата Госдумы и его функционал заключаются в том, чтобы озвучивать политическую повестку, писать письма, протестовать, наверное, в том числе. Алексей Владимирович делает это регулярно, он за это зарплату получает.

- Последние годы Димитровград пестрил в криминальных сводках. Если это концерт в День города на центральной площади, то обязательно – убийство или массовая драка. Как с криминалом обстоят дела сегодня?

- Каждое утро я получаю отчет, и могу сказать, что Димитровград – это город без происшествий. Да, украли велосипед, но нашли его в ближайшем ломбарде. Да, похищена палка колбасы или произошла афера, когда жулики списали деньги с банковской карточки, разыграв телефонный спектакль. Такие вещи случаются. Но чтобы какая-то драка или грабеж – это, скорее, исключение из правил. В абсолютно спокойном режиме город живет, здесь все хорошо.

- Вчера Ульяновскую область накрыл «апокалипсис», в областном центре очень много повреждений – поваленные деревья, сломанные остановки общественного транспорта. А как в Димитровграде справляются со стихией?

- Пострадало 7 автомобилей, упало 107 деревьев, порядка 33 ЛЭП, где были оборваны провода, 5 домов остались без газа, 2 ЛЭП сломаны и 2 газовые сети разорваны, 4 места обрыва сети уличного освещения, повреждено две крыши на соцобъектах города. К сожалению, есть один пострадавший – женщина, на нее упал лист с кровли кинотеатра «Прага». Ее доставили в больницу с сотрясением мозга и ушибом плеча. По состоянию на 17:00 24 июня все работы шли в штатном режиме.

- Как вы можете охарактеризовать эти два месяца работы в городе?

- Они были нелегкими, но очень интересными. Город развивается, и все проходит в обычном ритме. Кажется, что проблем нет. Но за этим «кажется» стоит огромный труд всей команды единомышленников-энтузиастов, которая работает сплоченно. Большая ценность в том, чтобы обычные жители не заметили перебоев в работе чиновничьей структуры. Я с удовольствием провожу личные приемы граждан и меня радует то, что людей приходит совсем немного. Считаю, это хороший показатель.

Дарья Косаринова

Фото автора