30 июля свое 50-летие отмечает директор техникума олимпийского резерва, а в недавнем прошлом министр спорта, вице-президент футбольной «Волги» и заместитель председателя городской думы Сергей Кузьмин. В канун юбилея он согласился ответить на вопросы 73online.ru. В том числе, на не самые удобные.

О фото и родословной

- Сергей Сергеевич, с юбилеем! А 50 – это много или мало?

- Когда есть любимое дело, близкие, хорошие люди, то чувствуешь силы, энергию, поддержку и не думаешь о возрасте. Сказать – «уже пятьдесят лет» - это точно не обо мне.

- А с чем вообще этот возраст у Вас ассоциировался?

- Я последние лет пять изучаю свою родословную, знаю, сколько прожили мои предки. И для них даже в 19 веке пятьдесят – это была такая промежуточная цифра. И очень надеюсь, что и у меня всё ещё впереди.

- Раз заговорили о родословной, то кто Ваши предки? Откуда Ваш род?

- По отцовской линии Кузьмины – это род, который идёт из Крестниково Цильнинского района. Они там были достаточно известными людьми. О моём пра-пра-прадеде писал даже известный краевед Мартынов.

В офисе клуба «Волга» висит изображение Дворцовой улицы – ныне Карла Маркса – в старые времена. Мы проводили совещание – это было лет шесть назад, и Сергей Иванович Морозов зашёл, увидел изображение и спрашивает: «Что это такое?». Я отвечаю: «Это старая фотография города». А он указывает на дом, где сейчас магазин «Провинциалочка». Я присмотрелся, а там написано – «Кузьмин». Мои предки занимались сельским хозяйством, выращивали хлеб. Там была их лавка.

- Точно их, а не других Кузьминых? Фамилия ведь распространённая.

- Именно их. Я собирал материалы в архивах. В том числе получил архив, связанный с раскулачиванием, а мои предки из-за этого вынуждены были уехать из Крестниково.

А вторая ветка – по бабушкиной линии – там священники старообрядческой церкви. Прапрадеда обвинили в 1937-м году в осуществлении старообрядческого культа и расстреляли. А его сын отсидел, был отправлен на фронт и пропал без вести в 1943-м под Ржевом.

О наставниках и призвании

- Вы достаточно рано заявили о себе. В 19 лет – секретарь Российского союза молодёжи. Почему пошли туда?

- Начну издалека. Мне по жизни везёт с близкими людьми, в частности – с наставниками. У меня были достаточно известные в Ульяновске классные руководители – Олег Юрьевич Куликов, Сергей Вячеславович Паховский. Григорий Матвеевич Медведовский у меня вёл занятия. Я заканчивал школу №70 в Засвияжье, в конце восьмидесятых она была совсем новая, а мы были старшими. У нас был политклуб, который вёл Паховский. Я был вторым секретарём комсомола школы. Когда я поступил в вуз, произошёл путч 1991 года, деятельность комсомола была прекращена. Появился Российский союз молодёжи (РСМ). Я на втором курсе был выбран секретарём РСМ пединститута.

- Получилось?

- Наверное, да. Потому что через год рекомендовали Ленинский райком Союза молодёжи. До меня Захар Мисанец на этом посту был – тоже известный в Ульяновске человек. Мне всегда была ближе учащаяся молодёжь.

Недавно одна из моих воспитанниц, узнав, что я перешёл на работу директором в училище олимпийского резерва, сказала: «Слава Богу. Занимайтесь педагогикой». С детства считал, что педагогика – моё призвание.

- Техникум олимпийского резерва – это своеобразная кузница будущих спортивных звёзд. А как помочь талантливому парню или девушке не загубить карьеру и добиться успехов?

- Самое главное в нашей работе, о чём я сразу сказал коллективу – обеспечить траекторию развития каждого ребёнка, который к нам поступает. Неважно – на платной или бесплатной основе, футболист, хоккеист, борец. Из тех, кто учится, процентов сорок – это спортсмены высокого уровня. Не все из них до конца обучения добиваются результатов. Наша задача – чтобы этого провала не было.

Остальные учащиеся выбрали наш техникум по каким-то другим причинам. И наша задача – обеспечить, чтобы они наши себя в образовательной, волонтёрской, общественной жизни. Сейчас практически все студенты третьего-четвёртого курсов работают в летних лагерях, в том числе в «Артеке». Это показатель серьёзного уровня.

О футболе и финансах

- Вы долгое время работали в футбольной «Волге». Помните, как всё начиналось?

- Был период, когда клуба фактически не было. И в 2006 году Николай Егоров, Сергей Седышев, Валерий Коробков пришли к Василию Гвоздеву – тогда председателю Ульяновской гордумы – с предложением возродить клуб. Он поручил это мне. Волею случая я познакомил с этой идеей Дмитрия Рябова, и таким составом мы пришли к губернатору Сергею Морозову. Я фактически, хоть и на общественных началах руководил клубом в 2006-м, золотом 2007-м году, когда была завоёвана путёвка в первую лигу.

- Чего не хватило тогда команде, чтобы выступить успешно?

- Не хватило финансовой стабильности, за которую отвечали определённые люди. У нас был перечень спонсоров, которые обещали финансирование. И часть из них обещания не выполнила. Ответственность в любом случае была коллегиальная, хотя я всегда брал ответственность на себя.

- Вас достаточно много критиковали болельщики, бывало, что и освистывали. Насколько тяжело было это слышать?

- Любовь болельщиков – вещь переменчивая. В 2007-м, когда мы вышли в первую лигу, они готовы были носить на руках, а в 2008-м какая-то активная часть выражала своё недовольство. Но не бывало такого, чтобы мы не встречались с ними. Кто хотел, те приходили и конструктивно общались.

- То есть, были те, кто хотел просто покричать с трибун?

- У нас на трибунах демократия. Каждый может критиковать кого угодно, некоторые даже бананы кидают.

- Вы прославились в том числе и яркой пиар-кампанией, когда футболисты «Волги» играли то в форме с изображением Ленина, то Пушкина. Это себя оправдало?

- Одна из задач футбольного клуба – это постоянно привлекать к себе позитивное внимание. Судите сами – на многих каналах, в том числе на международных новость про то, что «Волга» в день рождения Ленина сыграла в форме с его изображением вышла после новости о том, что «Барселона» стала чемпионом Испании. Понимаете? Мы вместе с фондом «Дари добро» эти майки затем продавали на аукционе, и средства поступали на благие цели.

Не хватает открытости

- Что не получилось у «Волги» в 2023-м, чтобы остаться в первой лиге? И можно ли проводить аналогии с 2008-м годом?

- Я не знаю всю внутреннюю ситуацию. И оценивать не могу. Почему Ринат Аитов не смог одержать победы в тех или иных матчах? Почему Аитов набрал именно этих игроков? А мог ли он других взять? На каких условиях в команде появился Сергей Жуков? Почему именно он? Мы видим только вершину айсберга.

- Но ведь был бы другой результат, не было бы этих вопросов…

- Конечно! Но люди должны знать, что происходит. Сейчас и лига, и Российский футбольный союз (РФС) требуют большей открытости в работе, полупустые стадионы, в том числе за бюджетные средства, никому не нужны.

- А к появлению мини-футбольной команды на всероссийской арене как относитесь?

- Я считаю, что любая инициатива, которая поддержана бизнесом за свой счёт, имеет право на существование. А значит, почему бы и нет?

- Вы признавались, что болеете за «Спартак». А если будет очный матч «Спартака» и «Волги», за кого будете болеть?

- За «Волгу», естественно. Если есть привязка к моей родине – Ульяновской области, то я буду за эту команду болеть. Вот как раз были на финальном матче Кубка страны 2010 года «Зенит» - «Сибирь» в Ростове. Всё руководство РФС болеет за «Зенит». Я один кричу «Сибирь! Сибирь!» А почему я болел за «Сибирь»? Да всё просто – в их составе был Алексей Аравин. Уроженец Ульяновска.

О министерстве и чемпионатах мира

- В 2014-м Вы стали министром спорта региона. Каково это – переключиться с футбола на спорт в целом и стать своим для представителей всех видов спорта?

- Мне сначала предложили возглавить ульяновский спорт, когда это была ещё должность директора департамента при одном из министерств. Тогда спорт относился то к соцзащите, то к образованию, то к здравоохранению. Я отказался. Но потом Виталий Мутко заявил: «Если хотите, чтобы спорт в регионе развивался, нужно самостоятельное министерство». Губернатор это озвучил. В итоге первым министром нового ведомства стал я. Это было 1 марта 2014 года. А через два месяца – первый фестиваль национальных видов спорта, другие мероприятия.

- Чемпионат мира по хоккею с мячом 2016 года – самое статусное событие в Вашу бытность министром?

- Нескромно, но многие говорят, что это один из лучших чемпионатов в истории. Всё было здорово, начиная с открытия.

- Открытие с участием Ильи Авербуха, которое преподносили как отдельное самодостаточное событие. Вы тоже так считаете? Стоило ли тратить столько средств?

- Оно почти на 85% за счёт билетов окупилось. Игорь Левитин, Владислав Третьяк говорили, что это второе шоу по уровню после открытия Олимпиады в Сочи. Но стоило это в сотни раз дешевле.

- Чемпионат мира по футболу 2018 года в России. Ульяновская область так и не стала базой для одной из сборных. А шансы были? Что пошло не так?

- У нас задача была в первую очередь отремонтировать поле, сделать подогрев. И мы эту задачу выполнили, хотя она была очень сложная. А объективно само расположение стадиона в низине, возможность просмотреть отовсюду отпугнуло команды.

- А реальные разговоры с представителями сборных были?

- Мы ездили в Швецию на чемпионат мира по хоккею с мячом и там встречались с главным тренером сборной этой страны по футболу. Он честно признал, что в первую очередь они рассматривали вариант с Краснодаром. Но с нами пообщался. Причём в свой выходной. Также встречались с представителями Уругвая, но они тоже уже рассматривали другой вариант. В любом случае, благодаря участию в программе, мы смогли обновить газон, помещения на стадионе.

Повод сделать что-то полезное

- Как отметите юбилей?

- С близкими людьми. На природе.

- Любите больше дарить подарки или получать?

- Дарить. Например, мы сейчас восстанавливаем яхту «Дракон» одного из наших тренеров. Мы решили с близкими, что часть средств отправим на ремонт. День рождения – это повод сделать что-то полезное. На лодке потом наши воспитанники смогут заниматься парусным спортом.

- Самые необычные подарки?

- Мои дни рождения всегда совпадали с летними сменами. И мы всегда их отмечали в лагерях, у костра. И самый лучший подарок – это то, что дети сами делали. Я храню много поздравлений. Раньше ведь не было гаджетов – от руки писали. Главные подарки – это не какие-то конкретные вещи, а воспоминания.

- Вас будут поздравлять, а что желаете другим?

- Я бы каждому пожелал, чтобы люди могли реализовать свой потенциал. Кто-то гонится за какими-то вещами, а потом разочаровывается. Я хочу пожелать, чтобы каждый нашёл в этой жизни свой путь. И чтобы наш регион и наша страна от реализации каждого человека только выигрывали.

Игорь Кранцев