1 апреля, в день 65-летнего юбилея Анатолия Эдварса, первой пошутила природа, засыпав снегом подходы к авторскому лицею юбиляра на бульваре Новосондецком. Снег, конечно, быстро расчистили, а над входом водрузили красивый поздравительный транспарант, видимый за добрую сотню метров.
Рассказывать про Эдварса, наверное, адекватно не получится ни у кого. Кроме него самого. Но тут такая штука: о себе он рассказывает… говоря о других. И в этом парадоксе кроется, как мне видится, значительная мудрость, которую можно сформулировать так: «Чтобы кем-то быть – надо с кем-то быть». Вот об этом – о людях, окружавших юбиляра все эти годы, – мы и разговаривали, прогуливаясь по коридорам одной из лучших школ региона.
Физрук на мотоцикле
А началось все полвека назад… с футбола. Во времена взросления именинника пацаны хотели быть летчиками. Подобное желание посещало и выпускника Вешкаймской школы Толю Эдварса. Потом, правда, он «перепрофилировался», начав мечтать о карьере спортсмена.
- И тут в дело вмешался мой папа, – говорит Анатолий Ростиславович. –Родители, вообще-то, никогда на меня не давили и насильно на профессию не ориентировали, хотя сами – педагоги. Папа – историк, мама – учитель русского и литературы. Так вот, в какой-то момент папа и говорит: «Слушай, ну раз ты так любишь спорт, может, согласишься вести физкультуру в школе? Согласился – и стал физруком в школе села Стемасс.
Молодого и перспективного преподавателя (без диплома) приняли хорошо. Нагрузили по самую макушку: кроме бега наперегонки с учениками (почти его возраста), он стал заведовать библиотекой, выполнять функции лаборанта...
- Сил по молодости – немерено, – улыбается бывший физрук. – Так ведь мне и платили – где полставки, где четверть. В результате за год накопил на новенький «Восход-2». Однако гонять на мотоцикле пришлось недолго. Впереди маячил Ульяновск, пединститут, семейная жизнь…
Винегрет вне закона
В конце 60-х заслуженный учитель России Галина Анатольевна Эдварс была просто Галей, пионервожатой летнего лагеря. Там они и встретились. Анатолий всю жизнь потом будет благодарить отца, «сославшего» его в лагерь набраться практического опыта.
Потом был 1975-й, с которого сам Эдварс ведет отсчет своей педагогической карьеры. Это был год окончания пединститута. Эдварсу дали возможность саму выбрать место распределения.
- Просто руководство вуза решило выразить мне благодарность за общественную деятельность в годы учебы, – поясняет Анатолий Ростиславович.
Здесь, опустив ряд общественных нагрузок, стоит рассказать о том, что молодой член профкома вуза Толя Эдварс неоднократно вступал в настоящие схватки с матерыми общепитовцами, отстаивая права студентов. Как-то, усомнившись в соблюдении норм продуктов в столовке, Анатолий «взял пробы» и направился санэпидемстанцию. Там проверили, повздыхали, спросили: «И давно у вас так?», после чего снабдили молодого общественника заверенной подписями и печатями справкой.
При помощи этой справки Эдварс добился увольнения завпроизводства ресторана «Венец», где кормили тогда будущих педагогов. Позже, уже другие заведующие, памятуя о случившемся, даже взятку пытались сунуть нашему герою. Сам он вспоминает об этом смеясь, добавляя: «В нашей семье подобные методы всегда неприемлемы».
Не кричи – тогда услышат
Новоиспеченный педагог (физика и математика) Анатолий Эдварс отправился с семьей (тогда уже родился Ростислав, старший сын) на малую родину, в Вешкайму. Ему предлагали Ишеевку, где давали новую квартиру. Но отец спокойно так сказал сыну, будто вскользь, что, мол, патриотичнее было бы поехать на малую родину. И вскоре Эдварс стал директором школы в Белом Ключе Вешкаймского района.
Впрочем, слово «директор» пусть не наполняет читателя священным трепетом. Директор сельской школы в то время был сродни чернорабочему. Тем более что под его началом оказались сразу двое бывших директоров этой же школы. Чувства смешанные: надо руководить… руководителями, хоть и бывшими. Вот и приходилось лавировать между чувствами и должностными инструкциями. Но это, считает юбиляр, стало бесценным опытом взаимодействия с людьми.
- Не все укладывается в строку инструкции, – поясняет он. – Когда будучи студентом практиковался в 3-й школе (ныне Мариинская гимназия), мой наставник, учитель физики и астрономии Циля Марковна Рабинович с первого раза дала мне понять, что учитель хоть и главный в классе, но он не деспот или самодур.
Мудрость Цили Марковны заключалась в следующем. Дав студенту название темы и не снабдив ни пособиями, ни дополнительными советами, она просто села на заднюю парту и взглядом арбитра стала наблюдать. Детишки галдели около десяти минут, после чего поняли, что орать на них никто не собирается, сели и затихли. После чего незнакомый им учитель тихо сказал: «Здравствуйте, дети, начинаем урок». Циля Марковна разве что в ладоши не хлопала, но вслух восхитилась выдержкой и тактом молодого педагога. Это запомнилось. И было взято на вооружение.
«Не кричи – и тебя услышат», – по этому принципу он и работал всю жизнь. Другое дело, что тихие слова должны звучать убедительно (взять хоть президента нашей страны).
Лицей в лицах
Авторский лицей Эдварса начинался со специального физико-математического класса в средней новгородской школе №68. Наряду со сторонниками были и сомневающиеся. Рождение лицея сопровождалось нервами, потом и кровью.
Это сейчас профессиональный и послужной «чемодан» регалий Эдварса распух до невероятных размеров: Заслуженный учитель России и «Отличник народного просвещения», победитель множества приоритетных проектов, в числе которых – четырехкратное звание «Наставник будущих ученых» в федеральном конкурсе «Династия», а на груди Эдварса – орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.
Однажды ему предложили "легко" защитить докторскую и стать профессором. Отказался: «Не мое это». А вот что было его – так это учительство в школе. Потому и появился в школе №68 предшественник лицея – физико-математический класс.
Вплоть до открытия авторского лицея, ученики этого класса ежегодно становились победителями областных олимпиад. Позже сам лицей (с образования в 2005-м) становился лауреатом практически всего, что проводилось на просторах региона и страны, будь то местный конкурс «Лучший школьный двор» или всероссийский «Робофест». Не буду утомлять читателя долгим перечислением – весь список можно увидеть на сайте лицея. Есть кое-что поважнее.
- Здесь, в лицее, все так или иначе связано с конкретными людьми, от министров и губернатора до учителей и самих ребят, – уточняет Эдварс. – Вы же понимаете, что такую махину невозможно запустить в одиночку. И я всегда буду благодарен своим близким, прежде всего. Старший сын – Ростислав Анатольевич – он же стал соавтором лицея! Наши с ним идеи, совместные методические разработки, да много в чем он мне помогал. Еще когда учился на третьем курсе физтеха УлГУ, он пришел сюда преподавать радиоэлектронику. У нас, кстати, эта дисциплина вносится в аттестат и по сути заменяет уроки труда. Мы однажды спросили учеников: что вы хотите – делать табуретки и шить фартуки или собирать электронные приборы?
Коль скоро речь зашла о семье, стоит сделать акцент на том, что Эдварсы – настоящая профессиональная династия, каковых нынче, увы, негусто. Даже одна из прабабушек Анатолия Ростиславовича была связана с педагогикой.
- А сыновьями я очень горжусь, – не без волнения говорит он. – Ростислав – учитель от Бога. В соавторстве с ним мы создавали наши уникальные методики обучения, по которым, как однажды с большим удивлением выяснил, учат даже в Казахстане! Ума не приложу, как они туда попали. Наши методички распространялись в Москве, Петербурге, других городах России, но чтобы за ее пределами…
Кстати сказать, младший сын Игорь тоже со студенческой скамьи преподает в лицее радиоэлектронику. И совершенно не «из-под палки»: родители, как в свою очередь их родители, на выбор детей не влияли – так было угодно судьбе.
Во время экскурсии по лицею, директор Эдварс был преисполнен почти детского восторга, особенно, когда говорил о тех, кто способствовал нынешнему благополучию учреждения:
- Смотрите, какой у нас актовый зал! Вы такой где-нибудь видели? Вот это огромное зеркало во всю стену подарил мой бывший ученик Александр Чепухин (председатель областной Общественной палаты, – Ред.). Два самолета во дворе – настоящих, заметьте! – откопали на свалке и восстановили родители учеников. А вот наша галокамера – соляная пещера. Полчаса в ней заменяют неделю пребывания на морском курорте. Ученикам нравится, все 12 кресел постоянно заняты. На этот подарок лицею скинулись наши же выпускники – мой младший сын Игорь и Альфия Садертдинова. А музеи? У нас их два – авиационный и посвященный бытовой технике, от самоваров до видеокамер и раритетных компьютеров. У нас, кстати, более ста компьютеров в лицее. Несколько классов по радиоэлектронике. Ее, к слову, мы ввели уже и в начальных классах. У нас даже физкультура – не такая как у всех. Судите сами – на обычном уроке наши ученики постигают (по желанию, конечно!) навыки косики-каратэ. Стоит сказать, что уроки школьникам дает чемпион мира в этом виде единоборств… Анатолий Эдварс, внук юбиляра.
Лодочка, плыви
Авторский лицей Эдварса давно имеет статус элитного. Но не в том смысле, что принимают сюда исключительно детей «больших» родителей. Элитность заведения его директор определяет иначе:
- Педагоги от нас уходят только на пенсию, никто ни разу не пожелал уйти по собственному желанию, кроме одного исключения, когда нашей сотруднице предложили должность директора школы. Я сожалел, но не возражал и даже гордился, что именно нашему учителю сделали такое предложение.
Что до учеников, то некоторые из выпускников физико-математического класса Анатолия Эдварса, а впоследствии – лицея, достигли больших высот. Весь список рука писать устанет. Вот, Андрей, ныне подполковник российских спецслужб, вот проректор московского вуза, вот ведущий специалист одного из отделов Mercedes-Вenz в Германии, а Андрей Елагин вообще – ученый Чикагского университета.
Недавно состоялась встреча выпускников самого первого «физматовского» класса. Приехали все до одного, а торжественную часть решили заменить… контрольной… работой. Как когда-то раньше, Эдварс дал своим питомцам минуту (поставив свои традиционные песочные часы) на решение когда-то уже решенных задачек из авторской методики. «Классный» скидок не делал. Двоим барышням так и вовсе поставил двойки. За то, что в тетрадке они – вместо задания – написали: «Анатолий Ростиславович! Если бы вы знали, какое наслаждение вновь слышать ваш голос! С тех пор мы не встречали таких учителей, как вы».
- Мы всегда с ребятами ходили в походы: и пешие, и на великах, и даже на лодках сплавлялись, – вспоминает директор-юбиляр. – Я это к тому вспомнил, что мои ребята спустя четверть века напомнили мне в деталях о том, кто и с кем в какой лодке сидел на веслах. Вы представляете! Через 25 лет, построив карьеру, воспитав своих детей, они помнят, как плыли по Волге, набивая на ладонях волдыри, и были абсолютно счастливы! Пусть у них и дальше все будет так».
Постскриптум
В день юбилея Анатолия Эдварса далеко не все его ученики могут поздравить его лично – судьба разбросала по свету многих. Тот самый Андрей Елагин сейчас в Чикаго. Как сам говорит, занимается исследованием нейтрино: «Существуют такие процессы, реакции, в которых нейтрино должно проявлять свойства, присущие только частицам. Но есть и такие, в которых нейтрино должно проявлять свойства, присущие только античастицам. Если нейтрино является своей античастицей, существуют и такие процессы, в которых нейтрино проявляет и те, и другие свойства одновременно. Именно такие процессы я и ищу – например, двойной бета-распад». Академическую должность в одном из ведущих исследовательских центров мира Адрей Елагин получил после работы, в том числе, и на адронном коллайдере. В своем рабочем кабинете в Чикаго он записал видеообращение к учителю.
К выпускнику лицея, не сговариваясь, присоединились в день юбилея и другие ученики Анатолия Эдварса: писатель Александр Долгих, командир воздушного судна Павел Ефремов, сотрудница дирекции столичного аэропорта Шереметьево Олеся Паскина, начальник управления Банка «Открытие» Алексей Щербаков, специалист «Авиастара» Регина Мингалеева....