В областном суде продолжается процесс по делу о жестоком убийстве сотрудницы ульяновской библиотеки. Двое жителей Татарстана, с одним из которых она познакомилась в интернете, ради денег и золота пытали и задушили ее в собственной квартире. На этот раз предстояла, наверно, самая тяжелая часть — допрос родственников погибшей. Ее мама Лидия Михайловна почти все прошлое заседание провела в слезах.
«Сегодня мы приготовились. Перед первым заседанием я пила очень сильные таблетки, чтобы не плакать, но не получилось», — говорит пожилая женщина. Обвиняемых она впервые увидела в суде: «Когда посмотрела на одного из них, он отвернулся».
Марсель, которого следствие считает инициатором разбойного нападения, подготовился к процессу, надев черную защитную маску и бейсболку. Лица его теперь почти не было видно. На прошлом заседании он сильно беспокоился по поводу журналистов: прятался от них, лишь изредка стреляя глазами в сторону скамейки со СМИ.
Лидия Михайловна рассказала, что ее дочь не распространялась о личной жизни, поэтому о том, что она встретила в интернете Марселя, мама был не в курсе. «Мы не знали, что она с этим отморозком познакомилась. Мы думали, у нее нет никаких мужчин. Нам она про них не рассказывала, мы строго к этому относились», — говорит женщина. Брат Дмитрий признался, что тоже не расспрашивал сестру о личном, но замечал, что она часто сидит в «Одноклассниках».
Об Ирине они говорят, как об очень педантичном, иногда строгом человеке — но вместе с тем очень добром. Она всегда подавала бездомным на улице, однажды, по словам брата, встала на защиту пожилого мужчины, на которого в маршрутке налетел пьяный дебошир. «Я ее предупреждал: не надо, мало ли что. Но она была справедливой и отзывчивой», — рассказывает Дмитрий.
Труп обнаружил он, когда пришел проверить с матерью квартиру сестры. Тело пролежало там четыре дня. Обнаружить его могли и раньше, но родственников сбил с толку телефон погибшей: на звонки она не отвечала, но в «Вайбере» появлялась — поэтому поначалу мама и сын думали, что все в порядке. Как оказалось, телефоном жертвы пользовались налетчики.
— С порога в нос ударил сильный запах газа. Из прихожей было видно зал, я увидел сестру, поза у нее была непонятная. Я попросил маму остаться на месте, заглянул в комнату. Ноги у Ирины были на полу, тело согнуто, лицо закрыто волосами и уткнуто в диван. Смотрю — газовая плита включена. Я быстро перекрыл в квартире газ, распахнул балкон. Сначала я думал, что сестра что-то с собой сделала... А потом увидел на шее черную борозду от удушения. Опускаю голову — а в ногах у нее провод интернетный лежит, — говорит мужчина. Он сразу же отвел мать к родственнице, которая жила на той же улице, вызвал следователей и медиков.
Родственники заявляют гражданский иск к потерпевшим — 2 миллиона рублей. «Мама стала вообще плохая, даже слух стал пропадать. Отец попал в больницу, из-за переживаний у него проблемы с тромбами, только подняли из реанимации в палату», — говорит Дмитрий. «Я плачу каждый день, мои нервы истощены», — рассказывает Лидия Михайловна. Не в силах больше каждый раз заново переживать свое горе, она попросила освободить ее от участия в процессе. Суд ей это разрешил.
Завершилось заседание исследованием письменных доказательств. Продолжат стороны в понедельник.
Андрей Семёнов