Юный гений ульяновского сегмента «Телеграма» Анатолий Спирин уже неделю находится в московском СИЗО по обвинению в вымогательстве. Дело блогера и его коллег по цеху приобрело статус общероссийского скандала, но информацию о нем приходится добывать по крупицам. 73online.ru собрал все, что известно об истории телеграмщиков, и поговорил с матерью Анатолия Спирина — как выяснилось, обыскивать его квартиру отрядили полтора десятка оперативников, а потерпевшим по делу является топ-менеджер госкорпорации «Ростех».

Что известно по делу о масштабном вымогательстве

В конце сентября в Москве сотрудники МВД задержали владельцев нескольких телеграм-каналов. Это авторы блогов «Как-то вот так», «Закулисный шептун», «Кремлевский мамковед», «Волга brief» и других. Общее число их подписчиков — более 900 тысяч.

По версии полиции, собственники каналов публиковали ложные и порочащие сведения о бизнесменах, чиновниках и менеджерах госкорпораций, а за удаление требовали деньги. Тем, кто соглашался, в дальнейшем приходилось платить ежемесячно. МВД завело дело по ч. 3 ст. 163 УК (вымогательство с целью получения имущества в особо крупном размере).

В числе задержанных — 26-летний уроженец Ульяновска Анатолий Спирин (на фото). Ему приписывают администрирование площадки «Политбюро 3.0», рассказывающей о региональном истеблишменте. При аресте телеграмщик вину признал, раскаялся и на камеру извинился перед всеми, кого дискредитировал.

Решением Тверского районного суда Москвы Спирина до конца ноября поместили в СИЗО-7 «Капотня». Подробности дела до сих пор не сообщаются. Адвокат Спирина Борис Маслов от общения с журналистами отказывается.

Новые подробности: откуда тень Канделаки?

Накануне телеграм-каналу ВЧК-ОГПУ стали известны новые детали уголовного дела. Потерпевшим по нему выступает директор по особым поручениям госкорпорации «Ростех» Василий Бровко — муж известной телеведущей и журналистки Тины Канделаки.

Согласно версии обвинения, Анатолий Спирин и другие лица подготовили и опубликовали на своих площадках статьи с якобы ложными сведениями. 23 мая 2022 года они вступили в переписку с доверенным лицом Бровко Фёдором Устиновым (сотрудник ООО «Клауд солюшенс» — прим.) и потребовали 6 млн рублей за удаление постов. Эпизод повторился 29 июня, причем сумма возросла. Общий размер ущерба, по сведениям инсайдера, составил 18 млн рублей.

О том, что в деле фигурирует супруг Канделаки, заявил и депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн: «Непосредственное участие в мероприятиях принимали сотрудники аппарата гендиректора ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Заявителем по делу выступил директор по особым поручениям «Ростеха» Василий Бровко».

— Все эти люди (авторы каналов — прим.) специализировались на шантаже и вымогательстве у крупных предпринимателей и сотрудников госкомпаний, требуя платы за то, чтобы их не «мочить», — рассказал Хинштейн. Ранее сообщалось, что одним из потерпевших от действий телеграмщиков также является топ-менеджер «Промсвязьбанка» Александр Ушаков.

По сведениям политика, «короли компромата», в том числе и ульяновец Спирин, после задержаний активно сотрудничают со следствием, дают показания друг на друга, на заказчиков и даже на своих родственников.

Мать Анатолия Спирина ищет нового адвоката

73online.ru удалось связаться с матерью Анатолия Спирина. Как и любой родитель, она не верит в причастность сына к преступной схеме. Утверждает, что Анатолия заставили взять вину на себя некие работодатели. Спирин создал канал «Как-то вот так» в 2017 году, когда учился на последнем курсе УлГТУ. Мать в подробности работы не посвящал.

— Толя не способен на такое преступление. Он был открыт, всегда писал обо всем честно. Его подставили: запугали, и он взял вину на себя, и теперь сидит в СИЗО без связи, сходя с ума. Меня убивает эта неизвестность, со мной не выходит на связь даже его адвокат. Он из простой бедной семьи, родом из Вешкаймы, выбрал работу по специальности. А люди, на кого он работал, — на свободе, тыкают пальцем на парня, который перешёл им дорогу. Это несправедливо! — говорит Светлана.

Мать рассказывает, что Анатолий всегда стремился к финансовой независимости от семьи. В 2015 году его пригласили на научную конференцию в Москву, и с этого времени он решил связать жизнь с политикой. При этом сама Светлана всегда была против такого выбора, но другого пути сын не видел: «Его растила бабушка, я моталась на заработки в Москву. Официально я работала на почте, получая 9 тысяч рублей в месяц. Конечно, на эти деньги я не могла поставить его на ноги. Я его отговаривала от политики — грязное это дело, но он меня не слушал».

Недавно парень купил квартиру в Казани и в Ульяновске — на улице Радищева. Помогал брату, маме и бабушке финансово: покупал лекарства, оплачивал операции, подарил компьютер.

— В последнее время Толя был замкнутый, ничего о себе не рассказывал. 22 сентября он приехал из Казани ко мне и к жене Насте (они расписались в его день рождения 15 июля 2022 года — прим.). Обещал заглянуть в гости через два дня, но 24 сентября позвонила невестка и попросила открыть дверь нашей квартиры — пришла вместе со следователями: один из Ульяновска, а второй из Москвы. Толю в тот день до обеда задержали, всего в обыске его и моей квартиры принимало участие около 15 оперативников. Дали подписать бумаги и увезли сына в Москву. После этого предъявили обвинение, — рассказывает женщина события того дня.

Как объясняет Светлана, договор с адвокатом Борисом Масловым из Казани был подписан несколько месяцев назад. 26 сентября мать позвонила ему после задержания, чтобы узнать позицию защиты и состояние сына. Маслов лишь назвал избранную судом меру пресечения и место расположения СИЗО, после чего перестал выходить на связь. Светлана Спирина ищет способа связаться с сыном в Капотне и планирует настоять на смене адвоката, который, по ее мнению, не сможет помочь Анатолию избежать наказания.

Дарья Косаринова