Прошлый год для российских грузовых авиакомпаний стал шоковым. Из-за введения международных санкций крупнейшие перевозчики столкнулись с рядом проблем: логистические цепочки были разорваны, потерян доступ к самолетам, как следствие — годовая выручка упала до пятилетнего минимума. Авиакомпания «Волга-Днепр» со штаб-квартирой в Ульяновске сейчас переориентируется на новые рынки. Какие перелеты выполняет перевозчик, как изменился спрос и ожидать ли улучшения финансовых показателей в 2023 году — в материале 73online.ru.

В 2022 году общий чистый убыток крупнейших грузовых авиакомпаний России составил 2,1 млрд руб. против суммарной чистой прибыли 59,6 млрд в 2021 году, сообщает РБК. Общая выручка сократилась на 69,2% до 71,9 млрд руб. Это минимальный показатель за последние пять лет.

Для сравнения, в прошлом году ведущие пассажирские авиакомпании получили рекордную чистую прибыль в размере 87,8 млрд руб., что превышает показатели 2021 года в 2,8 раза.

Вынужденные простои

Международные санкции, введенные в конце февраля 2022 года против России и ее авиатранспорта, привели к закрытию воздушного пространства для российской авиации, запрету на поставку и аренду воздушных судов, компонентов, а также на техобслуживание, ремонт, страхование, финансирование и финансовую поддержку отечественных авиакомпаний. Из-за этого один из крупнейших перевозчиков «Волга-Днепр», штаб-квартира которого находится в Ульяновске, потерял доступ к своим самолетам.

Как сообщили 73online.ru в «Волга-Днепр», флот авиакомпании состоит из собственных и арендованных девяти Ан-124-100, двух Ан-124-150 и пяти Ил-76ТД-90ВД. «Некоторые из них действительно оказались „запертыми“ в Германии и Канаде из-за закрытия воздушного пространства. Со своей стороны руководство предпринимает все меры по возвращению самолетов на территорию РФ и ведет переговоры с соответствующими властями и регуляторами в том объеме и рамках, которые допустимы в сложившейся политической ситуации», — сообщают в авиакомпании.

От перевозки грузов вынужденно отказалась авиакомпании AirBridgeCargo и «Атран» (входят в группу компаний «Волга-Днепр»), пишет РБК. В итоге в 2022 году их общая выручка («Волга-Днепр», AirBridgeCargo и «Атран») сократилась в 3,9 раза (до 55,1 млрд руб.) при совокупном чистом убытке 4,3 млрд руб. (против чистой прибыли 56,9 млрд руб. годом ранее).

Таблица составлена на основе отчетности компаний по РСБУ. Выручка и прибыль указаны в млрд руб.

Новые направления

После разрыва традиционных логистических цепочек «Волга-Днепр», как и другие авиакомпании, наблюдала формирование новых авиационных и транспортных коридоров. Одними из глобальных звеньев этих коридоров становятся ближневосточные и восточно- и южноазиатские страны. В первую очередь компания сконцентрировалась на развитии направления Китай-Россия. Это регулярные полеты в важнейшие грузовые авиационные хабы Китая, Чжэнчжоу и Шэньчжэнь. Один расположен в континентальной части страны, второй — на южном побережье.

— Второй коридор, который на регулярной и чартерной основе развивает «Волга-Днепр» — направление в Индию, регулярно летаем в крупнейший транспортный хаб — Мумбаи. При этом наша компания по-прежнему выполняет чартерные перевозки по запросам заказчиков, предлагая решения по проектной логистике для крупногабаритных, сверхтяжелых или специальных грузов. Мы работаем не только с «традиционными» индустриями, такими как нефтегазовая, аэрокосмическая, энергетическая, автомобильная, но и со сверхчувствительными к качеству и скорости перевозки отраслями – фармацевтическая, рыбопромышленная, прорабатывая логистические услуги в соответствии с текущими запросами, — говорят в пресс-службе «Волга-Днепр».

В целом структура категорий перевозимых грузов значительных изменений не претерпела – это связано с устоявшимися правилами в логистике.

— Грузы, традиционно тяготеющие к модели «низкая себестоимость/значительные сроки перевозок», на авиацию не перейдут. Если только на короткое время в связи с проблемами доставки по традиционным каналам. Однако возрос спрос со стороны ряда российских отраслей, где предприятия перестроили географию цепочек поставок, и авиация стала приемлемым логистическим каналом. Также выросло число B2B экспресс-отправок и заявок, что стало следствием ухода с российского рынка глобальных игроков, — поясняют в компании.

Общие показатели перевозок в новой ситуации компания публично не раскрывает, в том числе из-за риска некорректной их трактовки. «Сейчас в отраслевой аналитике приходится учитывать „афтершоки“ от ситуации с пандемией коронавируса. В случае с Россией — еще и встряски рынка весной 2022 года. Поэтому часто привычные сравнения „год к году“ просто некорректны из-за сезонных аномалий нескольких предыдущих лет. Они часто порождают ложные гипотезы», — объясняют в «Волга-Днепр».

Будет ли улучшение?

Как отмечает директор центра экономики регионов ЦСР Марат Фаттахов, прошлый год был шоковым для авиакомпаний. Они столкнулись с достаточно резким введением ограничений, и весь 2022-й авиакомпании переориентировались на рынки дружественных стран. По его оценкам, скорее всего, объем перевозок по итогам 2023 года не сможет выйти на показатели 2021-го. Но будет выше 2022-го, поскольку компании быстро адаптируются под новые условия, ищут новых партнеров на новых рынках.

Фаттахов также поясняет, что пассажирские авиакомпании выполняют еще и социальную функцию по повышению мобильности граждан, поэтому государство поддерживает именно их и выделяет субсидии, особенно для Дальнего Востока, северных территорий.

Грузовые авиакомпании преимущественно обслуживали международную торговлю и специфические проектные, в том числе уникальные негабаритные перевозки. Группа AirBridgeCargo (с дочерними компаниями) была крупнейшим игроком и эксплуатировала флот, включающий Ан-124 и Ил-76, для проектных перевозок и Боинги для регулярных рейсов. Потеря доступа к четырем самолетам не так страшна, как потеря рынка, так как группа выполняла очень много перевозок за рубежом, и с вводом ограничений они стали невозможны. На внутреннем рынке спрос на такие перевозки несоразмерно мал, заместить потерянные объемы внутри совершенно невозможно. Боюсь, 2023 год вряд ли принесёт улучшение ситуации, если в мире к этому моменту ничего кардинально не поменяется, — говорит старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов.

Справка 73online.ru

«Волга-Днепр» — крупнейший грузовой авиаперевозчик, входит в одноименную авиагруппу России, в ее составе также — AirBridgeCargo и «Атран» (эксплуатировали американские самолеты Boeing), занимает в отрасли десятое место в мире по грузопотоку. Ан-124-100 «Руслан» — крупнейший в мире грузовой гражданский самолет.

В июле прошлого года основатель и основной владелец «Волга-Днепра» Алексей Исайкин попал под британские санкции, а в конце августа пресс-служба авиакомпании сообщила, что он покинул авиакомпанию «по очевидным причинам» и передал ее топ-менеджерам.

Фото на главной: «Волга-Днепр»

Марина Иванникова