Во время пандемии коронавируса все медики страны оказались в непростых условиях из-за нехватки средств индивидуальной защиты (СИЗ). Ульяновск - не исключение. Региональный минздрав и руководители медучреждений, в которых развернуты "ковидные" госпитали, проблему дефицита средств защиты для работников отрицают. Однако собеседники 73online.ru из числа медперсонала сообщают о том, что они столкнулись со сложностями - несмотря на то, что СИЗ на складах пока хватает, превышена кратность их обработки хлоркой и повторного использования. Эксперты считают, что это недопустимо.

На "горячую линию" для медиков 73online.ru обратились медсестры "ковидного" госпиталя Центральной медсанчасти Ульяновска. Они утверждают, что их заставляют стирать и обрабатывать хлоркой одноразовые СИЗ: костюмы, респираторы, бахилы, а затем использовать снова. По словам работников, средства индивидуальной защиты замачиваются в "грязной" зоне на территории больницы, затем споласкиваются в прачечной и сушатся во дворе на свежем воздухе. Хлопчатобумажные респираторы после обработки не маркированы, испачканы тональными средствами и помадой, от хлорки на лице - аллергическая реакция. "Все пахнет, первые дни у меня "слазило" лицо - по сути это ожог. Когда мы обратились к главврачу со своей проблемой, нам сказали, что если нас не устраивают условия работы, мы можем писать заявление на увольнение. Нам предложили под респираторы надевать еще одноразовые гигиенические маски, чтобы потом использовать респираторы повторно, если нас смущают следы косметики... Но вы сами попробуйте так поработать несколько часов, мы задыхаемся! - рассказывают медики ЦК МСЧ.

На следующий день журналист портала поехала на территорию госпиталя на ул. Лихачева в Засвияжском районе Ульяновска. Обошла корпус с внутренней стороны и сразу увидела черный вход в прачечную. На улице женщина вывешивала сушиться на солнце клеенчатые бахилы, серые от многократного использования. Она объяснила, что их обработали хлоркой. Рядом на балконе первого этажа на вешалке сушились одноразовые комбинезоны корейского производства (типа Winner) с синими полосками, в которых работают все российские врачи в очагах коронавирусной инфекции.

В самой прачечной развешивали сушиться костюмы - и многоразовые, и одноразовые. На масляных радиаторах сохли хлопчатобумажные респираторы - по словам санитарок, после санобработки. В подвале СИЗы замачиваются в баках с дезинфицирующим веществом. На вопрос, что они делают, женщины ответили: "Мы одеваем врачей".

В подвал нас не пустили. Главврач Елена Ледяева и председатель областной медицинской палаты Валентина Караулова сообщили, что это опасно. Руководитель медчанчасти рассказала, что белье для больницы стирает сторонняя организация на аутсорсе - "Киви". С ней также заключено дополнительное соглашение на обработку СИЗ дезинфицирующими средствами. Однако костюмы в фирму поступают только после первичной обработки в прачке на базе МСЧ.

Нам сказали, что никаких претензий от медперсонала по нехватке СИЗ или по аллергическим реакциям от их обработки руководство не получало. Были претензии по коротким латексным перчаткам, которые медики якобы вынуждены крепить изолентой, но эту оплошность исправили и закупили новые.

По словам Карауловой, все костюмы (и одноразовые - перед утилизацией, и многоразовые - для вторичного пользования) замачиваются в хлорке. А вот респираторы однократно используются лишь в реанимации. Для других медработников ковидного госпиталя возможно их повторное применение при условии, что после обработки они не теряют своих свойств. В таком случае респираторы должны использоваться индивидуально (их подписывают). Хлоркой они не обрабатываются, для них допустим дезинфицирующий раствор "Юнит-Хлор". В составе таблеток та же хлорка, только в меньшей концентрации.

Журналисту продемонстрировали респираторы после обработки, дали их осмотреть и понюхать. Сильного запаха хлорки не чувствовалось. Как выразилась главврач Елена Ледяева, "присутствует легкая свежесть". На ткани остались следы тонального средства.

- Да, на респираторах остается помада. Медсестрам мы предлагаем под респиратор надевать маску. Маски - одноразовые, их снял и выбросил. А респиратор после обработки остается чистым, - объясняет Валентина Караулова.

Интересно, что респираторы в пакете все же не были подписаны. Чуть позже специалист эпидотдела ЦК МСЧ Людмила Никифорова пояснила:

- Если маркировки нет, значит, они одноразовые и подлежат утилизации. Многоразовые респираторы хранятся в подписанных пофамильно пакетах. Если они не находятся в индивидуальном пакете или салфетке, если на них не написано несмываемым маркером ФИО, то они не предназначаются для повторного использования. Возможно, вам дали именно такие.

Очевидно, что мнение администрации больницы расходится с позицией их подчиненных. Например, пресс-секретарь медсанчасти Ирина Ахметзянова прислала журналисту инструкцию по использованию респираторов - обрабатывать дезинфектантами их запрещено. Действительно, об этом гласит пункт 7.5 документа Росминздрава (версия 6 от 28.04.2020).

Госпиталь, который сейчас работает с коронавирусными больными, разделен на два отделения - терапевтическое и хирургическое. В терапии работает 23 врача, 21 медсестра и 11 санитаров в сутки. В хирургии - 13 врачей, 24 медсестры и 12 санитаров в сутки. Согласно расчету потребности, явно есть нехватка защитных костюмов, бахил и одноразовых масок. Месячная потребность комбинезонов - 4560 шт, обеспеченность - 710 шт. Бахил - 4560 шт против 3200 шт соответственно. Масок - 59700 шт против 3600 шт в наличии.

По словам Валентины Карауловой, все три госпиталя в Ульяновске полностью обеспечены - ЦК МСЧ, ЦГКБ и детская ОГКБ. СИЗы докупали и благотворительные фонды. Например, реготделение ОНФ привозило в больницы перчатки, респираторы, многоразовые бахилы и костюмы, кожные гели-антисептики. Антисептики также приобретал и "Ротари-клуб". Региональное управление МЧС через фонд "Дари добро" помогло обеспечить СИЗ Тереньгульскую райбольницу, когда там была вспышка инфекции.

Затем Елена Ледяева сообщила, что СИЗ в медсанчасти есть в достаточном количестве, но затруднилась сказать, какие именно. На запрос пресс-секретарю был дан ответ, что в госпитале есть респираторы "Алина-316", многоразовые комплекты специальной защитной одежды первого типа из полиэфирно-хлопковых и прорезиненных тканей, а также одноразовые костюмы производства швейной фабрики "Бостон". Почему в этом списке нет корейских одноразовых костюмов с синими полосками, которые сушились на улице, нам не пояснили.

73online.ru попросил одного из столичных волонтеров Леонида Краснера снять видео из "красной зоны" больницы №52 Москвы. Нам он рассказал, что эти костюмы с синими полосками выдаются каждый раз перед тем, как пойти по маршруту к пациентам. Они упакованы в герметичную упаковку и являются одноразовыми.

Начальник отдела по эпидобстановке управления Роспотребнадзора Ульяновской области Диляра Хакимова согласилась прокомментировать ситуацию в "постирочной" Центральной медсанчасти Ульяновска:

- Костюмы стираются в индивидуальном порядке, эта вещь требует особого отношения. Для этого производитель СИЗ дает сертификат на ткань, чтобы после всех манипуляций она не была вредной для человека. Мне пока непонятно, как сотрудники больницы могут во дворе снимать и сушить белье. Одноразовые СИЗ на то и одноразовые, что их больше нельзя использовать. Если мы говорим об многоразовых костюмах и их обработке, то они не выходят из отделения - их снимают в "грязной зоне" и замачивают в баках, в специальном растворе, в экспозиции. Работники, которые занимаются дезинфекцией, не должны быть без средств защиты. Это как галоши надеть на голые ноги без носков. Вирус же летучий, вирулентный. Конечно, условной бабе Мане в прачечной не обязательно стоять в респираторе, она получает костюмы мокрые. Вам показали одноразовые тряпичные респираторы с двумя резинками. Пользоваться такими можно до тех пор, пока резинки не ослабнут, это можно визуально определить, чтобы респиратор герметично прилегал к коже. Затем они выбрасываются. Не нужно подвергать опасности медперсонал, мы их должны беречь в первую очередь! Обработка респираторов хлорсодержащими средствами недопустима. Это возможно, только если они резиновые. Соответственно, сушить на батарее их также нельзя.

Хакимова пояснила, что Роспотребнадзор имеет право наказывать больницы, которые нарушают санитарные правила. Однако ведомство уполномочено действовать только на основании официальных обращений, по анонимным доносам они не работают.

Мы также попросили прокомментировать видео столичного врача-микробиолога Сергея Белоиваненко. Он был непреклонен - то, что происходит на видео, недопустимо и опасно:

- Хлопчатобумажные респираторы "Алина" - это средства индивидуальной защиты против коронавирусной инфекции 3-го класса защиты (междунар. FFp3). Согласно нормативным документам ВОЗ и инструкции производителя, это СИЗ является одноразовым по мере времени использования, а это 6-8 часов, то есть смена врача. Его очень важно правильно эксплуатировать. Обработка хлором недопустима, может также нарушить целостность структуры, стирка снижает непроницаемость, при использовании такого средства можно заразиться, а чувство мнимой защиты только усугубит ситуацию. У некоторых респираторов есть маркировка «R» (напр. FFP3 R) - это означает, что респиратор допускается использовать повторно при условии невыработанных часов. Если предполагается повторное использование респиратора, его маркируют инициалами пользователя, дезинфицируют ультрафиолетовым бактерицидным облучением, дают полностью высохнуть, если респиратор влажный, и до использования хранят в бумажном пакете или салфетке. При вирусной угрозе респиратор нельзя использовать повторно! Сняли и утилизировали! Утилизация средств регулируется СанПин 2.1.7.2790-10, и относятся они к опасным отходам. Вопрос по бахилам неоднозначен, теоретически все это также одноразовое, но на практике непонятно, сколько раз их можно обеззараживать и стирать, до какого состояния пригодности - тоже непонятно. Костюмы, которые я вижу в ролике, можно использовать только один раз. Иначе это опасно. Многоразовые костюмы - это противочумные, в котором Путин в Коммунарке был. В общем-то, это стандартная ситуация для всей России - нет финансирования, врачи без конца идут в благотворительные фонды и на конфликт с главврачами, у некоторых руки опускаются. Увы, сейчас ситуация нехватки СИЗ повсеместная, не только у нас, но и в Италии, Испании, США. Врачи стали заложниками ситуации пандемии, никто в мире к этому не был готов.

Другой московский хирург-эндокринолог Александр Гадзыра, который работает в ковидном госпитале, сочувствует ульяновским медикам. Одновременно с тем говорит, что сам оказался в аналогичной ситуации, поэтому многие врачи Москвы также повторно используют одноразовые СИЗ, ведь это все равно лучше, чем ничего:

- Костюмы с синими полосками - в идеале, конечно, одноразовые. Но сейчас весь мир столкнулся с дефицитом средств защиты. Чего стоят фото американских медиков, надевающих на себя мусорный пакет. В этом плане пару раз обработанный анолитом одноразовый костюм все-таки лучше. Более того, даже московские больницы не позволяют себе использовать одноразовый костюм однократно: до 3 раз СИЗ может быть обработан с соответствующей пометкой и, при условии сохранения целостности, использован повторно. Есть СИЗ многоразового использования, которые обрабатывать можно многократно. Такой, например, приходится носить мне, поскольку других вариантов для размера XL и 2XL у нас нет. Он плотнее, тяжелее, в нем жарче, но это уже совсем другая история... Конечно, бахилы одноразовые, но опять же: лучше обработанные, чем никаких. На видео - респираторы "Алина" класса FFP3. Если там после этих букв идет литера R, то теоретически их тоже можно обрабатывать. Понятно, что лучше использовать один раз, но мы сейчас говорим об условиях военного времени, в которых мы все оказались. Фильтром в таком респираторе является само тело из белой ткани, а то, что вы видите в виде цветного кружка - это клапан выдоха, облегчающий дыхание и снижающий температуру под маской. Респираторы класса FFP3 допустимы к использованию в среде с загрязненностью аэрозолем до 50 ПДК, чего в условиях обычной больницы, конечно, нет: это же не покрасочный цех. Поэтому эффективность фильтрации их со временем эксплуатации только возрастает, но дышать становится труднее. Любой респиратор, который вы надеваете, должен быть проверен на герметичность форсированным вдохом или выдохом. Если есть сомнения в герметичности - заменен. У нас СИЗы обрабатываются своими силами анолитом.

73online.ru дозвонился до альтернативной профсоюзной организации "Альянс врачей". Там сообщили, что из Ульяновской области поступало сразу несколько обращений от медиков по нехватке СИЗ, но на анонимных условиях:

- Для всех них служебка страшнее смерти! Медики по всей стране умирают как рыбы, молча. Из Ульяновска было много писем, но открыто говорить о проблеме все боятся. Более или менее в Москве народ стал смелее об этом говорить. В регионах люди запуганы.

Председатель Ульяновской областной профсоюзной организации работников здравоохранения РФ Светлана Свирина в комментарии 73online.ru заявила, что никаких обращений от медработников по нехватке СИЗ не поступало:

- Я была в медсанчасти 3 мая. За все время не было ни устного, ни письменного обращения или жалобы. Мы часто сталкиваемся с неправильными начислениями отпускных, зарплат, трудового стажа - такого много, мы защищаем медиков в судах, помогаем. Хочу сказать, что нас не допускают ни до чего, мы на расстоянии вытянутой руки. О СИЗах у меня нет информации, их закупкой занимается минздрав. Нас не оповещают. В апреле президиум обкома из собственных средств выделил более 400 тыс рублей на СИЗы в 30 лечебных учреждений области. Конечно, это немного. Вопрос траты лег полностью на главврачей. Кто-то купил маски, кто-то еду для реаниматологов, кто-то оборудовал комнаты отдыха в ковидных госпиталях. Жестко их не контролировали, но потом они отчитались о покупках. Пусть мало, но это хоть что-то.

Областное министерство здравоохранения, ознакомившись с нашим материалом, сообщает:

- Ресурсы на закупку необходимого количества средств индивидуальной защиты выделены в полном объеме как из средств федерального бюджета, так и из областной казны. Только из федерального бюджета на эти цели направлено 175,6 млн рублей. Все поступившие средства доведены до медучреждений. Контроль за их использованием и распределением в медучреждениях возложен на главных врачей. К сожалению, не все главные врачи смогли организовать этот процесс должным образом.

Дарья Косаринова