В 2022 году в странах Евросоюза планируется ввести углеродный налог на импорт. Это, по оценкам экспертов, может затронуть ульяновский экспорт, в котором 22% поставок приходится на ЕС. Международные компании, филиалы которых расположены на территории региона, также могу пострадать. Снизить убытки можно за счет сокращения или компенсации выбросов, в том числе через переход на использование возобновляемых источников энергии. Сейчас в Ульяновской области за счет энергии ветра производится около 8,5% общей потребности электричества, в 2022 году к ней прибавится энергия солнца.

До того, как коронавирус захватил повестку, главной темой и мировым трендом была экология, а точнее, проблема выбросов углекислого газа в атмосферу. Многие страны начали задумываться об усилении стимулов для перехода к низкоуглеродной экономике. В качестве одной из мер в Европе в 2022 году введут углеродный налог на импорт. Пока до конца не ясно, как он будет взиматься, но его основная суть понятна: если при производстве продукции предприятие выпустило в окружающую среду большой объем углекислого газа, придется заплатить. Австрийское издание Die Presse пишет, что каждая тонна углекислого газа, попавшего в атмосферу, будет стоить около 30 евро.

Одной из наиболее пострадавших от введения трансграничного углеродного налога стран может стать Россия, для которой ЕС — ключевой рынок сбыта, а «зеленость» компаний не в приоритете. Сейчас 161 ульяновское предприятие поставляет продукцию в 104 страны мира. Основными партнерами являются Египет, Алжир, Казахстан, Беларусь, США, Германия, Азербайджан, Узбекистан, Украина и Саудовская Аравия. 22% всего экспорта приходится на страны Европы. Региональные производители экспортируют автомобили и их комплектующие, радиофармпрепараты, мебель, продукцию деревообработки, электронные приборы, топливо и другие товары.

Однако в Ульяновской области сейчас большое внимание уделяется развитию сектора возобновляемой энергетики, прямыми потребителями которой станут крупные предприятия. По мнению экспертов, в дальнейшем это может стать значительным конкурентным преимуществом компаний на международном рынке, сократив их расходы в случае введения Евросоюзом пограничных углеродных налогов.

По словам старшего эксперта Ассоциации развития возобновляемой энергетики Ольги Ухановой, основным стимулом для долгосрочного развития зелёной энергетики в нашей стране являются решения регуляторов о дальнейшей поддержке развития отрасли, в том числе через субсидии.

— Сейчас порядка 70% инвестиций в мировой энергетике направляется именно в сектор возобновляемой энергетики. В России этот процесс только начинает набирать обороты: благодаря субсидиям денежные потоки, поступающие в эту сферу, будут распланированы на несколько лет вперед. Зелёные энергомощности активно растут, а вслед за ними развивается промышленность. По мере того, как будут расти масштабы, энергия будет становиться дешевле, чем традиционная. И Ульяновск — один из первых регионов, который понял, что в этой сфере будут инвестиционные проекты, и начал работать над тем, чтобы они были максимально сосредоточены на его территории, — рассказала Ольга Уханова.

Всего за счет энергии ветра на территории Ульяновской области сегодня производится до 8,5% общей потребности региона в электроэнергии. Работают два промышленных ветропарка, которые насчитывают 28 ветроэнергетических установок общей мощностью 85 МВт. В 2022 году ООО «Солар Системс» построит в регионе солнечную электростанцию мощностью 19,6 МВт, объем инвестиций в проект составит 1,94 млрд рублей.

Несмотря на не самую высокую инсоляцию (облучение поверхностей солнечным светом - прим. ред.) на территории нашего региона, современные фотоэлектрические модули позволят инвестору достичь требуемого коэффициента использования установленной мощности в 14%, это значит, что станция будет вырабатывать около 12 тысяч МВт*ч в год и добавит еще 2% «чистой» электроэнергии энергобалансу региона.

Солнечная электростанция, г. Астрахань

По словам заместителя генерального директора по проектной деятельности ООО «Солар Системс» Сулхана Давитатзе, вырабатываемая энергия будет идти в розничные сети, то есть конечным потребителем станут крупные предприятия, расположенные на территории региона.

– Для сравнения, в Северной Германии и Нидерландах коэффициент использования установленной мощности – 10-12%, при этом там до 30-50% используют энергию за счет возобновляемых источников, а в яркие солнечные дни и до 100%, – отметил Сулхан Давитатзе.

Генеральный директор ООО «Ульяновский станкостроительный завод», DMG MORI Алексей Антипин отмечает, что работа предприятий на энергии от возобновляемых источников сохраняет конкурентоспособную цену в рамках экспорта и дает возможность преодолеть «зеленые» налоговые барьеры будущего.

– Уже с 2021 года наша компания начнет выпуск станков с 0-углеродным следом. Собственные реализованные энергосберегающие мероприятия, подкреплённые «Зеленым коридором» концерна, имеющим эффект парашюта, позволяют продукции нашего завода стать неподвластной заградительной законодательной риторике, вводящей налоговые пошлины с 2022 года. Это сделает оборудование, выходящее из стен нашего завода, еще более конкурентоспособным, – заявил Алексей Антипин.

В ульяновском филиале международной компании AB InBev Efes рассказали, что к 2025 году планируют перейти на 100% закупаемой электроэнергии от возобновляемых источников, а ввод новых станций в регионе будет этому способствовать. При этом выбросы парниковых газов в цепочке поставок должны будут снизиться на 25%. Как пояснили в пресс-службе, ульяновский филиал уже покупает энергию от возобновляемых источников.

Несмотря на заявление международных компаний о готовности к изменениям, большинство предприятий Ульяновской области, опрошенных 73online.ru, просто не знают о нововведениях.

Анна Ежова