Нехватка квалифицированных IT-специалистов как в России, так и в Ульяновске отмечается уже несколько лет. По словам гендиректора ITECH.group Александра Щербины, с каждым годом кадровый голод усиливается. Переход на "цифру" — уже не новое веяние моды, а средство развития бизнеса и необходимость для нормального функционирования в условиях современности. О том, получится ли решить проблему нехватки кадров, сколько получают айтишники и какого профиля специалисты нужны в регионе, читайте в материале 73online.

- В феврале прошлого года в интервью нашему порталу вы упомянули, что кадровый голод в отрасли "просто ужасающий". Как дела с этим обстоят сейчас?

- В этом году ситуация только ухудшилась, и, я думаю, в следующем году нехватка IT-специалистов как в регионе, так и в стране увеличится. Кадровый голод усиливается и по всем прогнозам будет только возрастать с развитием сферы.

- Есть ли изменения в лучшую сторону после открытия филиала кафедры "Измерительно-вычислительные комплексы" УлГТУ на базе компании ITECH.group?

- Я думаю, что открытие кафедры не сильно изменит ситуацию на кадровом рынке, потому что это капля в море. Мы максимально стараемся сделать со своей стороны все, что можем, и повысить доступность вычислительных комплексов, а также помочь с учебными программами. Открытие кафедры работает на благо университета и для общей системы очень полезно, тем не менее этого не хватает и, считаю, это не повлияет в целом на рынок труда. Знаете, это больше благотворительная инвестиция в экосистему.

- Может быть, у вас есть какие-то планы или мысли на этот счёт, чтобы решить проблему нехватки компетентных специалистов?

- Нехватка кадров — это глобальная и даже мировая проблема. Она существует не только в России и тем более не только в Ульяновске. Поэтому хоть какие-то мысли для её решения есть, но боюсь, что это всё-таки задача государства. Возможно, на это как-то можно повлиять, собирая мнения или вовлекая в этот процесс коммерческие IT-компании, но я думаю, что всё равно фундаментально проблему должна решать, скорее, образовательная система нашей страны. Мы со своей стороны, конечно же, даём какие-то рекомендации и по учебным курсам, и по практике. Но, повторюсь, эта проблема очень глобальная, и здесь я эксперт не того уровня, который может давать советы системе образования и федеральной системе о том, как лучше учить. Мы стараемся делать то, что возможно: открываем кафедры, общаемся с деканами, даём обратную связь по программам обучения, конечно, мы делаем это на региональном уровне, но сотрудничаем с организациями и пытаемся всячески помочь, чтобы решить эту проблему.

- Соответствуют ли программы вузов уровню знаний, который сегодня требуется от IT-специалиста, или что-то уже устарело?

- Вопрос достаточно общий — смотря какой вуз и какая специальность. На самом деле большое количество специалистов многих вузов вполне соответствуют современным тенденциям. Повторюсь, в России и в мире вся система IT-образования сейчас проходит "мутацию".

- Я сразу уточню: программа УлГТУ и УлГУ по техническим направлениям, связанным с программированием и информатикой, достаточна, чтобы студенты после обучения были готовы к новым стандартам в IT-сфере?

- Есть очень хорошие ребята, которых мы берём, и много кого не берём. В целом она неплохая, но студент должен выкладываться по полной и заниматься дополнительно, это однозначно. Про программу мне тяжело сказать, я не занимался её изучением.

- Не считаете ли вы, что даже если вузы станут выпускать большое количество хороших специалистов, пользы от этого региональной системе будет мало, так как многие в поиске хорошей зарплаты стремятся уехать в столицу?

- Нет, я так не считаю. Ведь если система регионального образования будет выпускать больше квалифицированных специалистов, то, конечно, какой-то процент будет уезжать в столицу, это нормально. Более того, я в этом не вижу ничего криминального. Но даже если взять относительный показатель количества специалистов, которые остаются, то всё равно это будет полезно для региона, и, конечно же, все наши вузы должны стараться выпускать больше хорошо обученных студентов. Потому что требования к IT-специальностям каждый год растут, планка повышается, и от того, что будет много программистов, легче не станет. Надо, чтобы было много именно квалифицированных программистов. Только в этом случае ситуация будет улучшаться. Однако надо понимать, что рынок труда тоже растёт, и системе образования было бы неплохо хоть немного обгонять темпы роста отрасли. Хотя не знаю, возможно ли это, но надеюсь, что да.

- К слову, о зарплатах. По статистике trud.com, IT- специалист в Москве в среднем получает 55 624 ₽, а в Ульяновске — 21 450 ₽. В связи с этим хотелось бы узнать, какие выгодные условия для работы в нашем регионе предлагают работодатели?

- Нужно понимать, что региональные зарплаты достаточно близко подошли к московским. Те, кто хорошо разбирается в IT, тем более если мы говорим о "топовых" профессионалах, то они, сидя в Ульяновске, получают и московские, и даже европейские зарплаты. Для этого не нужно никуда переезжать. Более того, ульяновские компании по ряду позиций платят не меньше, чем в Москве, поэтому, я думаю, что это не совсем корректно. Очевидно, что в столице средняя зарплата выше, чем в Ульяновске. Разница при этом из года в год сокращается. Вопрос переезда, по моему мнению, больше связан с региональной и московской инфраструктурой. Допустим, ребят может привлекать культурная жизнь: рестораны, досуг, отдых. Ведь именно в этом есть большая разница. Зарплаты, мне кажется, не всегда на первом месте в причинах переезда.

- Есть ли какой-то список IT-специалистов, в которых больше всего нуждается наш город и регион в целом?

- Стабильно нам нужны программисты и менеджеры проектов, аналитики, тестировщики и архитекторы системы, специалисты по безопасности, одним словом, нужны все. Понятно, что необходимое количество определённых программистов может быть больше. Вузы, IT-компании и в целом Министерство образования эту статистику имеют и понимают количественно, сколько и кого нужно.

Анастасия Турович