Между ульяновскими риэлторами разворачивается настоящая война: владелица агентства недвижимости "Domatoot" Светлана Пономарева обвинила другое агентство "Этажи" в нечестной игре. Она заявила, что конкуренты "украли" объявление ее фирмы и вводят в заблуждение потенциальных покупателей. И хотя спорная публикация уже удалена, осадок остался. Такое случается нечасто: перенос споров между агентствами недвижимости в публичную плоскость бьет по репутации всех риэлторов, они это знают и стараются избегать подобного. Что же привело к открытому конфликту?

О "краже" объявления руководитель АН "Domatoot" Светлана Пономарева рассказала в группе "Недвижимость Ульяновска" в одной из социальных сетей. По ее словам, "широко разрекламированное" агентство недвижимости "Этажи" скопировало объявление "Domatoot" на сайте "Авито" и выставило его от себя на "ЦИАНе". Это заметила клиентка Пономаревой - хозяйка продаваемой квартиры, возмутилась и позвонила в "Этажи" с требованием удалить не согласованное с ней объявление. Но это было сделано только когда к делу подключилась Пономарева и написала свой пост в соцсети. "Получая звонки по квартире, которой нет реально в компании, они вводят в заблуждение реальных покупателей, либо давая негативную и недостоверную информацию, либо говоря, что она [квартира] под авансом. А вы теряете покупателей. Ни одно уважающее себя агентство не будет так делать", - написала возмущенная Пономарева.

- Во-первых, объявление создает у их агентства видимость большой базы предложений, - пояснила она в личной беседе с корреспондентом 73online.ru. - Во-вторых, чужое объявление можно использовать как приманку. Люди, желающие купить квартиру, будут им звонить по этому объявлению, но услышат, что квартира под авансом или что продавец передумал, сделка не состоится, однако в руках агентства окажется лид - контакты человека, у которого есть желание и возможность купить квартиру. Такие лиды - главная цель работы таких риэлторов. Теперь потенциального клиента можно засыпать предложениями. Неважно, что они не совсем соответствуют запросу.

По словам Светланы Пономаревой, в арсенале риэлторов есть несколько подобных фокусов. Иногда они, например, предлагают клиентам, не желающим пользоваться их услугами, заключить договор на размещение рекламного объявление - бесплатно, по доброте душевной. На самом деле они планируют взять комиссионные с покупателя, хотя их процент увеличивает цену и снижает возможность продать квартиру. Нередко приходят под видом покупателей, тайно делают фотографии, и собственник даже не знает, что его квартира появилась в риэлторских базах. "К нашей профессии есть два подхода - эксклюзивное сопровождение клиентов, полный контроль за чистотой сделки и игра в долгую, в расчете на формирование многолетней репутации и привлечение клиентов за счет их доверия. И другой подход - работа на потоке, когда агентство получает прибыль за счет большого количества сделок, находя их любым способом, ведя себя агрессивно в отношении клиентов и недобросовестно в отношении коллег. В принципе, оба подхода законом не запрещены, проблема только в том, что профессия у нас все равно одна, и поэтому их методы работы бьют по репутации добросовестных риэлторов", - говорит Светлана Пономарева.

В агентстве недвижимости "Этажи" ситуацию комментировать отказались - руководитель АН Алексей Гурьев в телефонном разговоре потребовал прислать ему письменный запрос и пригрозил судом за бездоказательные обвинения в адрес их компании. Однако на запрос, к которому мы приложили сделанные Пономаревой скриншоты ныне удаленного объявления с "ЦИАНа", г-н Гурьев не ответил. Отметим, что "Этажи" позиционируют себя как лидера на рынке недвижимости и утверждают, что много лет делают "клиентов счастливыми, а сотрудников — успешными". Учредителями ООО "Этажи Ульяновск" в равных долях выступают Алексей Гурьев и Максим Кузнецов. По итогам 2018 года фирма выручила 110 тысяч рублей, показав убыток в 869 тысяч.

Эксперты отмечают, что некоторые агентства недвижимости с каждым месяцем ведут себя на рынке все агрессивнее, переходя негласные границы, принятые в профессиональном сообществе риэлторов. Причина в том, что рынок недвижимости Ульяновска продолжает сжиматься. Помимо очевидного сокращения доходов из-за экономического кризиса, сошлись еще несколько факторов: ужесточение законодательства в отношении застройщиков, демографические проблемы в 90-х (сейчас время жениться и, соответственно, покупать жилье людям 1996-1997 годов рождения, когда в России был наибольший спад рождаемости) и сама система финансирования строительства, исправно работавшая в регионе до последнего времени.

Как поясняют эксперты рынка недвижимости, обычно застройщиками в Ульяновске выступают структуры, имеющие административный ресурс, позволяющий им легко получать разрешения на строительство. Но ни опыта строительства, ни достаточных финансовых средств у них обычно нет, да они им и не нужны: стройка передается подрядчику, который вкладывает свои средства, получая взамен квадратные метры, продажа которых потом отбивает все его затраты. Это все прекрасно работало, пока не началось падение покупательского спроса. Тогда подрядчики, у которых нет времени ждать изменения экономической ситуации - надо отдавать взятые на строительство кредиты, начали выставлять квартиры в новостройках подешевке. Так они еще сильнее обрушили цены, перенасытили рынок и сделали кризис в строительстве системным: незавершенные стройки замораживаются, квартиры в завершенных стоят непроданные, а организации застройщиков и подрядчиков банкротятся одна за другой.

Александр Стрельцов