Сегодня празднует юбилей Сергей Юрьев, известный ульяновский журналист, писатель и фотограф. Накануне у себя на кухне юбиляр поделился с 73online.ru подробностями катаклизма, которого надо ждать в ближайшее время в Димитровграде. Рассказал о своих фантастических тварях. Попытался разгадать загадку одной ульяновской актрисы. И похвастался новой коленкой.
Сказка не может быть былью
— Когда мы познакомились в 90-х, ты был в основном известен как штатный автор сказок для одного из детских журналов Ульяновска. Что сегодня со сказками в твой жизни?
— Жизнь вообще сказка. Поэтому сказки тоже пишу. Но сейчас главное — закончить новое фантастико-краеведческое произведение. Там катаклизм произошёл в Димитровграде. Там крякнул Большой Микролептонный Коллайдер. Появилась аномальная зона. Началось великое смешение времён и народов.
— У тебя в жизни есть сказка, которую тебе удалось сделать былью?
— Сказки не для того существуют, чтобы их делать былью. Сказка — мечта и должна ею оставаться. Коммунисты попытались сделать сказку былью. Не получилось.
— Фантастические твари, которых ты описываешь в своих книгах, в реальной жизни тебя преследовать не начинают?
— Они не приходят, но ведут себя безобразно иной раз. На каком-то этапе перестают слушаться и делают что хотят. Ведут меня за собой. Иначе они поступить не могут. Твари же.
Фотография — искусство случайного
— Фотография в твоей жизни появилась в одно время со сказительством?
— Я впервые взял в руки фотоаппарат в 1967 году. Я предпочитаю фотографировать людей. Это самое сложное и самое загадочное.
— Что в человеке самое загадочное?
— Всё. Я не ставлю перед собой задачу как-то понять человека, когда его фотографирую. Мы, фотографы, ни хрена не узнаем о человеке никогда. Мы никакие не Станиславские и не Товстоноговы. А те, кого мы фотографируем ни Веры Фёдоровны Комиссаржевские. Фотография — это искусство случайного. Что попалось тебе, что успел увидеть, что смог донести, это и твоё.
— Раз уж ты сам заговорил о Комиссаржевской, у тебя же есть любимая фотомодель?
— Есть. И ты сам знаешь, кто она.
— Понятно, что речь об актрисе ульяновского театра драмы Марии Прыскиной. Почему именно она? Что в ней такого особенного, на твой взгляд?
— То, что она всё время ускользает. Я уже лет пять с ней встретиться не могу. Она всё только обещает в гости зайти. И не заходит. Насчёт особенного. Если бы я знал, что в ней за тайна, это была бы уже не тайна.
— А как родилась та потрясающая серия фотографий народного артиста России Бориса Александрова, которая мистическим образом появилась незадолго до его ухода?
— Я фотографировал его ещё в 2007 году примерно. Во время его занятий со студентами. Там, кстати, впервые и с Прыскиной познакомился. А принёс я ему эти фотопортреты в подарок только через три года, перед его последним бенефисом. «Опять меня страшного принёс?» — в шутку спросил Борис Владимирович. «Не страшного, — отвечаю, — а страшно колоритного». Вообще, сторонние наблюдатели говорят, что лучше всего у меня получаются дети и старики.
Не быть сволочью
— Ты сам ребёнок или старик?
— Все мы в какой-то мере дети. Можно быть одновременно и тем и этим. Но думаю, что я ещё не старик.
— Кем бы ты никогда быть не хотел?
— Сволочью.
— Как фотохудожник ты наверняка в курсе. Что в мире самое красивое?
— Не знаю. Я ещё ищу это.
— А что в мире самое уродливое?
— Тоже не знаю. Наверное, всё, чего я не ищу.
— Что за цифра 65?
— Я возраст ощущаю лишь на физическом уровне. Коленки плохо гнутся. Вот сделал себе новое колено. Планирую поправить второе. Устаю быстро.
Избавиться от лени и близорукости
— Одиночество — удел творца?
— Необязательно.
— А в твоём случае?
— Я не всегда был одинок. Был даже глубоко женатым человеком. У меня взрослый сын, две внучки.
— Есть ещё, от чего хотел бы избавиться после 65-ти?
— От лени и от близорукости.
— А самое большое твоё достижение к 65-ти?
— Говорят, что лучшее, что человек создаёт в жизни, — это дети. Пусть будет так.
— Главная задача на обозримое постъюбилейное будущее?
— Успеть закончить книгу. И просто успеть.
Фото из архива Юрьева
Владислав Стасов