Состоявшийся 13 октября правительственный час в Законодательном собрании Ульяновской области подтвердил: главным оппозиционером в Ульяновской области теперь (и снова) является Матвей Володарский. Старожил региональной политики жалил словом всех. Новоявленный сенатор Айрат Гибатдинов был обвинен в предательстве интересов избирателей (сдал округ Третьяку, не боролся) и общей жизненной никчемности (нигде толком не работал, лишь дрался и орал). Неосторожный зампред правительства Сергей Кучиц отгреб и за свою странную инициативу конфиденциально обсудить ковидную статистику, и за нарастающий корона-кризис, и вдогонку за участие в эльбрусской авантюре – как говорится, и за того парня тоже.

Минус Куринный, плюс Володарский

Володарский сиял так ярко, что спикер ЗСО Валерий Малышев был даже вынужден попросить его немного убавить люменов. Опытный Матвей Константинович тут же поменял тональность и включил конструктив – убедительно и деловито поддержал главврача из Димитровграда, который приехал в областную столицу с печальным докладом о тамошней эпидобстановке. Умеет, что и говорить.

– После появления Алексея Русских в регионе возник острый вакуум системной оппозиции, и Володарский пытается его заполнить, причем пока довольно успешно, – говорит политтехнолог Лев Павлючков. – Оппозиционные одежки Алексея Куринного серьезно поистрепались за прошедшую выборную кампанию, в ходе которой он «продал» депутатство в своем 187 избирательном округе весьма слабому Владимиру Кононову. Оппозиционно настроенные избиратели этот маневр отметили и оценили соответствующим образом. Теперь многие из них находятся в поиске фигуры достаточно крупной и громкой, чтобы выражать недовольство происходящим в регионе. Володарский явно предлагает себя на эту роль, причем достаточно убедительно. Статус депутата Заксобрания делает его системным политиком, а отсутствие бизнес-обязательств и партийных ограничений — в известной степени независимой фигурой.

Проблемы? Их есть у него!

Володарскому, кстати, к роли охотника за губернаторами не привыкать. С попкорном и замиранием вся область наблюдала за его схваткой с Владимиром Шамановым. Первый жег глаголом на площадях и со страниц газеты «Симбирские известия», второй отвечал административным прессингом и уголовными делами о клевете. И так все четыре бесславных года властвования генерал-губернатора. Вклад Володарского в его фиаско колоссален, этого нельзя отрицать. При желании и определенном стечении обстоятельств депутат-правдоруб способен создавать своим оппонентам серьезные проблемы. Можно сказать, что его потенциал максимально раскрывается именно в оппозиции, ведь все попытки поработать во власти (как мэр Новоульяновска) или на стороне власти (как сторонний критик КПРФ в ЗСО с 2018 года до назначения Русских) были либо не совсем удачными, либо не полностью убедительными. Поэтому нынешний расклад, при котором есть сразу две партии власти, абсолютная пустота на оппозиционной стороне и охочий до политических баталий электорат, дают Матвею Володарскому максимум возможностей для самовыражения.

Кому выгодно?

Единственное серьезное препятствие – подозрения в спойлерстве, которые преследуют политика со времен его размолвки с КПРФ. Напомним, в 2018 году Володарский избрался в Заксобрание в союзе с коммунистами, но очень быстро разругался с ними и превратился для бывших товарищей в постоянного антагониста. Этим и заслужил обвинения в продажности и работе на губернатора Морозова и партию власти. Кстати, злые языки поговаривают, что нынешняя активность Володарского вдохновлена именно экс-руководителем области, которому в силу договоренностей нельзя критиковать своего сменщика, но очень хочется. Либо кем-то из его симпатизантов, недовольных тем, как метет новая метла. В связи с этим подмечается: в последних выпадах парламентария достается Русских, Куринному, Гибатдинову и компартии, но нет ни слова о Морозове, Кононове, Третьяке и «Единой России».

Ульяновский политолог Николай Васин считает, что предположение о тайном сотрудничестве между Морозовым (иили его людьми) и Володарским не лишено основания: «Однозначно есть те, кто недоволен приходом на должность губернатора человека со стороны. Им гораздо комфортнее жилось при предыдущем главе региона. Они будут использовать любые оплошности и недоработки действующей власти для ее дискредитации».

Позиция Морозова: «Нет!»

Сергей Морозов категорически отвергает, что дружит с Володарским против Русских: «Мне есть чем заниматься в Москве, а что касается Ульяновской области, то я всегда жил и работал только на ее созидание, развитие. И второе: я всегда могу все сказать любому человеку в лицо. Так что ответ – нет. Я всегда был против любых внутриэлитных конфликтов. К Алексею Русских отношусь с большим уважением, у нас комфортные рабочие отношения».

Открещивается от сотрудничества с бывшим хозяином Белого дома и сам Володарский: «Я в оппозиции уже 20 лет, начиная с Шаманова. Морозова я критиковал всегда, могу и сейчас перечислить все негативные последствия его правления. Но сейчас не хочу становиться человеком, который бьет уходящего. Этих последователя Чубайса (Кононова) и хоккеиста, только и раздающего автографы (Третьяка), я тоже всегда критиковал, и буду продолжать».

Не опасный и не бесполезный

Депутат осознает, что негатив в адрес действующей власти может стоить ему места в парламенте в следующем созыве, ведь система будет сопротивляться его участию в выборах на каждом этапе, начиная с обязательного сбора подписей. Но останавливаться не намерен, наоборот – продумывает новую стратегию.

– Сейчас становится понятно, что решение свернуть выпуск печатной версии «Симбирских известий» (газета, которую основал и много лет издавал Володарский – прим.) и сосредоточиться на интернете было ошибочным. Скорее всего, придется возобновить работу над изданием, причем не только в сети, но и на бумажном носителе. С удовольствием вернусь к этой работе! – говорит депутат.

Николай Васин полагает, что времена, когда Володарский мог своей деятельностью доставить серьезные проблемы действующей власти, давно миновали: вокруг нет людей, отсутствует партийная поддержка, информационный ресурс серьезно ослабел.

– Но к словам Володарского власти следует прислушиваться. Как опытный политик он высказывает мысли, которые нравятся людям, находят в них отклик, соответствуют их пониманию и интересам. Подобным политическим поведением Матвей Константинович невольно подсказывает власти, какие ошибки и недоработки она допускает, – комментирует политолог.

Андрей Арсентьев при участии Дарьи Косариновой