
Не успела ульяновская аудитория переварить фармацевтический коррупционный скандал и оправиться от него, как по социальным сетям прокатилась новая волна слухов – якобы московские силовики проводят обыски и выемки документов в структурах, связанных с индустрией социального питания. Оппозиционные сайты нагнетают: мол, в Ульяновской области существует сговор между фирмами-операторами, грядут новые уголовные дела и громкие аресты. Им вторят активисты КПРФ во главе с Алексеем Куринным, активно распространяющие данные статьи на своих страницах. Однако на поверку эта «шокирующая сенсация» оказывается не просто журналистским преувеличением, а изощренной политической провокацией, устроенной аккурат под грядущие выборы.
Факты вместо слухов
Что же происходит на самом деле? Вот что нам удалось выяснить. Во-первых, о проверке силовиков в прямом смысле слова (полиции, Следственного комитета или ФСБ) речи точно не идет – ее проводят антимонопольщики в сопровождении полицейских по экономическим делам. Причем последние именно сопровождают в дежурном режиме (на всякий пожарный случай), а не ведут расследование.
Во-вторых – и это самое интересное, – «антимонопольная» проверка осуществляется по заявлению - вы не поверите – того самого депутата Алексея Куринного, который сейчас с отчаянным напором распространяет информацию о нагрянувших силовиках и грядущих разоблачениях.
По закону, ФАС обязана возбуждать проверки по любым заявлениям, поступившим в ее адрес. И тем более, по заявлениям депутатов Государственной думы, даже если они нелепые, несуразные и откровенно ангажированные. Прекрасно зная об этом, Куринный, скорее всего, решил разыграть нехитрую пиаровскую двухходовку. Зная, что антимонопольная служба будет вынуждена реагировать, он пишет на ее адрес свою очередную кляузу. Дождавшись того момента, когда ФАС начнет действовать, организуется информационная атака – через дружественные коммунистам сайты и социальные сети.
Чтобы остался осадок
В-третьих, Куринный, естественно, знает, что желаемого ответа на свое обращение он не получит – тема со сговором в сфере соцпитания многократно обсуждена, изучена и проверена. Однако сам факт того, что шумиха происходит вокруг одного из самых известных ульяновских единороссов - депутата ЗСО Ростислава Эдварса, который является руководителем Ассоциации операторов социального питания, уже огромное достижение для коммунистов. Ведь на носу выборы, и появление любого компромата (настоящего или вымышленного) против политических конкурентов – это достижение и успех. Все происходит по логике бородатого анекдота о ложечках, которые-таки нашлись, но все же оставили своим исчезновением осадок.
Затяжная война
Свою войну против Ассоциации операторов и лично против Эдварса коммунисты ведут уже более трех лет – пишут в органы, выпускают статьи в партийных газетах, клепают видеоролики. При этом постоянно путаясь в фактах и не стесняясь в выражениях – например, в своем последнем видео-опусе депутат-коммунист назвал еду в школьных столовых и детсадах... говном. Видимо, он настолько крут, что бдит за самочувствием ульяновской детворы более тщательно, нежели их родители.
Откуда глава обкома берет цифры для своих обвинений, тоже непонятно – по его словам, Эдварс неведомо от кого и неведомо когда получил 118 млн рублей. И никаких дополнительных пояснений – получил и все тут. За такую словоохотливость засудить бы, но... депутатский статус и московская прописка.
Куринный хочет кормить детей дешево
Если же вникнуть еще глубже, то придется констатировать – почти все, о чем вещает «красный» депутат, имеет место быть. Вот только по неведомым причинам он считает, что речь идет о чем-то плохом. В Ульяновской области действительно создана система социального питания, в которой низкая цена не имеет решающего значения – причем создана не по воле операторов, не втайне, а решениями областных и городских властей, с принятием соответствующих законов и постановлений, а также при открытом общественном и экспертном обсуждении. Простой вопрос: как кормить детей – исключительно дешево, пренебрегая качеством, или чуть дороже, но по всем нормативам? Естественно, правильным ответом является вариант №2, это вам любой родитель подтвердит, не говоря уже об экспертах. Но Куринный, вероятно, думает иначе. Он настаивает на том, чтобы детей кормили те фирмы, которые просто дадут наименьшую цену за контракт. При этом многолетняя всероссийская практика показывает, что именно этот подход является основной причиной появления «говна» в школьных столовых.
Доверяя первому встречному
Вторая особенность ульяновского соцпита – поощряется заключение долговременных договоров, в силу которых один оператор получает возможность обслуживать «свое» учреждение на протяжении нескольких лет. Еще один простой вопрос: кто должен кормить детей – постоянно сменяющие друг компании или опытное и проверенное годами предприятие? Ответ здесь тоже очевиден – второе. Но не для Куринного, которому все равно, кто обслуживает школы, детсады и больницы, лишь бы Эдварсу навредить.
На откуп «молоткам»
Еще один пункт, на который негодует депутат, – в условиях конкурсов предпочтение отдается компаниям, которые уже имеют успешный опыт исполнения подобных контрактов. Знающий человек воскликнет: «Наконец-то проблема фирм-«молотков» решена!». Фирмами-«молотками» называют типичные «шарашкины конторы», у которых нет ничего, кроме стола и печати – они просто назначают минимальную цены, выигрывают, а потом перепродают контракт реальным операторам социального питания. Естественно, такая схема прежде всего наносит удар по качеству услуги, ведь за минимальные деньги невозможно обеспечить достойное качество. «Молотки» - настоящий бич системы госзакупок. В Ульяновске придумали, как их отсечь раз и навсегда. И снова всем хорошо, кроме Куринного – он усматривает в этом нарушение закона. А точнее, всего лишь пытается «притопить» нелюбимого Эдварса.
Иными словами, на поверку волна компромата оказывается просто предвыборной технологией, цинично использованной, несмотря на интересы детей и родителей.
Влад Градов