Ульяновцы бьют тревогу: в конце октября уровень Волги опустился до 49,5 метра по Балтийской системе. При этом нормальный показатель составляет 53 метра, а критический — 45,5. Обмеление привело к тому, что рядом с Пальцинским островом появился еще один небольшой островок. 73online.ru опросил экспертов, как это может повлиять на экологию и грозит ли катастрофами.

Обратились к президенту

Ситуация волнует не только жителей Ульяновской области, но и в целом все Поволжье. Настолько, что главы пяти регионов, включая губернатора Алексея Русских, написали обращение на имя президента страны Владимира Путина и попросили его посодействовать в корректировке режима работы водохранилища, чтобы уровень воды оставался на безопасной отметке.

Документ помимо Ульяновской области подписали глава Татарстана Рустам Минниханов, глава Чувашии Олег Николаев, глава Марий Эл Юрий Зайцев и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. Авторы пишут, что Куйбышевское водохранилище регулирует сток Волжско-Камского каскада, поэтому его полноводность и чистота служат непременным условием функционирования и развития регионов. Решение проблемы видят в строительстве низконапорных плотин на Нижней Волге, чтобы обеспечить потребности Волгоградской и Астраханской областей вне зависимости от водности года, а также скорректировать работу гидроузла Куйбышевского водохранилища: снизить объем сброса воды до величины притока — 4 тыс. куб. м/с.
Просьба о помощи

Помимо возможного урона флоре и фауне сброс воды может повлиять на судоходство — в некоторых частях реки суда садятся на мель. Например, такая ситуация произошла позавчера недалеко от Казани: теплоход-буксир «Тибет», двигавшийся с двумя порожними баржами, застрял на мелководье.

Осадков не хватает

Сравнение уровня воды в прошлом году и в 2023

Эксперты считают, что есть несколько причин обмеления. Первая — долгое отсутствие дождей в Поволжье. Летом осадков было мало, а чтобы Волга поднялась до нормального уровня, родники и небольшие речки должны питать ее постоянно.

Вторая причина — цикличность природы. Здесь речь в большей степени идет о десятилетнем цикле подъема уровня Каспийского моря. В качестве примера собеседники портала приводят историю с катастрофически низким уровнем воды в 2010 году, тем самым подтверждая, что история повторяется.

Тогда на правом берегу обнажились деревянные опоры старого причала рыбзавода, который построили еще до того, как было образовано Куйбышевское водохранилище. Труба, по которой когда-то на предприятие поступала вода из Волги, практически полностью вышла наружу. Возле Пальцинского острова образовались еще два. В тот год уровень реки в районе Ульяновска упал до 49,1 метра. Отсюда, конечно, вытекает более глобальная проблема — изменение климата в целом и истощение запасов питьевой воды.

Третья причина рукотворная — сильный сброс воды в низовье Волги без притока воды в водохранилища.

А нужно ли водохранилище?

Паниковать не стоит, считают эксперты. Тем более, что по состоянию на 14 ноября уровень Волги подрос до 50,9. Осенний сброс воды считается самым безопасным и для обитателей реки. Об этом говорит руководитель Федерации рыболовного спорта Сергей Саликов. «Это нормальная ситуация, уровень тоже нормальный. В этом году просто пораньше спустили, но зимой будет ниже. Вот когда в апреле-мае они сначала подняли уровень воды до 53 метров, а потом резко сбросили — это сильно сказалось на нересте, вся икра осталась на траве и высохла», — говорит он.

Руководитель Агентства по туризму Ульяновской области Денис Ильин заверяет, что городской речной порт даже при самом критически низком значении уровня воды сможет принять суда.

— У нашего причального комплекса место, где подходят теплоходы, очень глубокое. Больше скажу: были ситуации, когда в Болгары в прошлом году не могли зайти теплоходы, расписание меняли так, чтобы они приходили в Ульяновск. Если говорить о Сенгилее, то там возникли бы проблемы — он обмелел. То же самое можно было бы сказать про Белый Яр, если бы там был причал. Или про Красный Яр. Если уровень воды останется таким же к открытию сезона, то могут возникнуть трудности, — отметил Ильин, добавив, что в следующем году они планируют запустить пробные рейсы до Сенгилея.

Если для рыб осенний спуск Волги опасности не несет, то колебание грунтовых вод может повлиять на сход оползней. Тем более, что явление это непредсказуемое и анализу не поддается. Доцент кафедры биологии, экологии и природопользования УлГУ Дмитрий Семенов рассказал, что теоретически такая возможность есть, а случится ли на практике — сказать сложно.

— Я сам часто бываю на Волге и могу сказать, что людям просто делать нечего. Не нужно поднимать панику. Осенью всегда воду сбрасывают, ничего страшного в этом нет. Скажется ли это на добыче рыбы? Вряд ли. Тем более, что по большей степени речная рыба, которая у нас на прилавках, с Дона или Нижней Волги. Рыба, которая водится у нас, вообще вредная. Река загрязнена, и хотя водоканал неплохо справляется с ее очищением, этого, конечно, недостаточно.

Семенов задался глобальным вопросом, а нужно ли нам вообще Куйбышевское водохранилище: «Затрат на его содержание гораздо больше, чем прибыли. Я давно озвучивал мысль о том, что постепенно нужно исправлять ситуацию с водопроводом. В Прислонихе есть огромное подземное озеро с чистейшей водой, откуда можно качать воду. Да, это большие затраты и не обеспечит всю область, но сыграет большую пользу в будущем и постепенно все окупит. В регионе станет меньше онкобольных, например».

Эколог Сергей Канаков пояснил, что на территории региона более 1000 маленьких рек, которые питают Волгу, но они все иссохли, бобры их застроили плотинами. «Нужно возвращаться к истокам в первую очередь. Проводить их обследование, сохранять и восстанавливать». Не стоит волноваться и по поводу новых островков. Такое, по словам экспертов, происходит постоянно.

Фото на главной: Игорь Литва

Елена Скворцова