В сфере общественного транспорта Ульяновска — очередная проблема, на этот раз кадровая. Водители уезжают в другие регионы за высокими зарплатами, выходить на маршруты некому — срывается график рейсов. Платить сотрудникам больше перевозчики не могут — цены на обслуживание автопарка выросли в полтора раза, денег нет. Экономисты подтверждают тяжелую ситуацию в отрасли.

Городские маршруты обслуживают 20 транспортных предприятий: МУП «Ульяновскэлектротранс», областной АО «ПАТП-1» и 18 частных автоперевозчиков. Из 88 маршрутов 66 — у частников. 22 маршрута обслуживает электротранспортное предприятие, к которому наименьшее количество вопросов. Относительно работы остальных у горожан возникает множество претензий, в том числе к областному «ПАТП-1». Но если за оздоровление последнего взялись и региональные, и городские власти, то с коммерческими перевозчиками сложнее.

Рост цен обострил кадровый вопрос

В отрасли бьют тревогу из-за кадрового вопроса, сообщил 73online.ru глава межрегионального союза работодателей «Транспортный альянс» Святослав Малаев. Остро не хватает водителей категории «Д». Из-за этого работать в две смены не удается. Круглосуточно находиться за рулем водители не могут, так что вечерние рейсы пустеют.

Директор МКУ «Организатор пассажирских перевозок» Владимир Фадеев проблему не отрицает. Причиной ее называет низкие зарплаты: если в Татарстане, Самаре, Москве водитель получает от 80 тысяч в месяц, то в Ульяновске — порядка 45 тысяч. Чтобы компенсировать кадровые потери, приходится брать водителей из ближнего и дальнего зарубежья. И Фадеев, и Малаев указывают, что мало кто готов с таким напряжённым рабочим днем, высоким уровнем ответственности за пассажиров соглашаться на ульяновскую зарплату.

Платить сотрудникам больше перевозчики не могут из-за растущих расходов. Систематически снижается «подвижность населения» в Ульяновске: доходы от перевозок по регулярным маршрутам снижены до 50%. При этом, отмечает глава «Транспортного альянса», убыточность перевозок и ранее не позволяла иметь какие-либо финансовые резервы, а с наступлением пандемии коронавируса ситуация обострилась. Теперь на нее наложился повсеместный рост цен на ГСМ и комплектующие авто. Рост стоимости новых автобусов достигает 80%. Модели SIMAZ с 5-6 млн рублей подорожали до 10 млн.

— Цены повышаются почти еженедельно, а перевозчики год сдерживают тарифы, не получая финансовую поддержку за выпадающие доходы. Сокращение пассажиропотоков привело не только к оттоку водителей, но и резкому увеличению расторгнутых договоров по аренде автобусов, — рассказал Святослав Малаев.

Бизнес торгуется

Мнения относительно справедливости жалоб перевозчиков сложились разные. Одни согласны, что отрасль не живет, а выживает, другие скептически указывают на то, что проблемной ситуация с транспортом в городе была всегда, и бизнес сейчас просто пользуется положением, чтобы диктовать условия — запугивает власть уходом с рынка, на котором и без того дефицит транспортных компаний.

Директор филиала «Открытие Инвестиции» в Ульяновске Олег Сайгушев считает, что оба мнения имеют право на существование, и они не взаимоисключаемые.

— Любые проблемы на рынке, валютные скачки — предмет торга для бизнеса. Но это не отменяет серьезный рост затрат транспортной отрасли. Если ГСМ еще более-менее стоит на месте, то комплектующая база, сервис увеличились в цене в полтора раза, особенно если говорить об импортных материалах. Это не темпы ежегодной инфляции в 15-20%, — говорит эксперт.

Доктор экономических наук, заместитель гендиректора АНО «Центр стратегических исследований» Максим Светуньков предполагает, что повышение цен — объективная проблема для отрасли, как и сложности с тарифным регулированием.

— Власти стремятся снизить тариф, обещая компенсации, а по факту на них не оказывается средств. За счет чего тогда перевозчику экономить, чтобы возмещать растущие затраты? Приходится ужиматься в определенных статьях, из-за чего снижается качество услуги. Например, кто-то не проходит вовремя техосмотр, невозможно обновлять и качественно ремонтировать автобусы. Да и импортных комплектующих не хватает. Перевозчикам бы сейчас закупиться по текущим ценам впрок, да денег нет, — отмечает Светуньков.

Сейчас тариф на проезд в Ульяновске — 23-25 рублей. Однако, по расчетам перевозчиков, экономически обоснованный равен 34 рублям. Расчеты мэрии и транспортников примерно совпадают, но, по мнению Владимира Фадеева, тариф не должен превышать 30 рублей. Предприятия, работающие по регулируемым тарифам, получают из бюджета субсидии на выпадающие доходы. Сейчас полноценно по такой схеме работают «Ульяновскэлектротранс» и ПАТП-1, а вот частных перевозчиков городская казна пока потянуть не в силах. Коммерческие маршруты могут переходить на регулируемый тариф при заключении новых контрактов.

— Но нужно понимать, что у муниципальных предприятий издержки выше в налоговой части — они работают полностью «в белую», тогда как коммерческие перевозчики часто уходят от налогов и выплачивают зарплату в конвертах, нет чеков за провоз пассажиров. Тем не менее сфера перевозок должна быть компенсационной, и мы постепенно идем к переходу на регулируемую тарифную сетку. Но на это нужно время, — отмечает Владимир Фадеев.

Пока — только полумеры

Члены транспортного профсоюза с Фадеевым сходятся в одном — революционные действия улучшить ситуацию не помогут, и власти с бизнесом необходимо вести диалог. Святослав Малаев отмечает, что хоть принудить перевозчиков, работающих по нерегулируемым тарифам, сдерживать цены на проезд мэрия не может, резко повышать их они тоже не рискуют — для населения это будет серьезной нагрузкой. Поэтому приходится ограничиваться полумерами.

— Мы хотим решить главную проблему, на которую власть не обращает внимание, — обеспечить транспорт водителями. Необходимо разработать федеральную льготную программу по обучению на категорию «Д». Также важно обязать центры занятости проводить переобучение высвободившихся работников, имеющих категорию «В», на категорию «Д» с дальнейшим трудоустройством в транспортные предприятия, — просит Малаев.

Дарья Гордеева