В прошлом году ульяновские силовики громко сообщили о разоблачении двух ячеек арестантского движения «А.У.Е.»*, запрещенного в России. Блатные экстремисты «базировались» в димитровградской ИК-10 и заволжской ИК-4. Однако, по информации 73online.ru, было и еще одно уголовное дело, о котором нигде официально не говорилось, — подозреваемыми числились сидельцы из новоульяновской «двойки».

В Ульяновской области борьба с «А.У.Е.»* как экстремистским движением официально началась в 2021 году с дела группировки «Вырыпаевские». Всего под подозрение тогда попали семь человек, трое из которых получили реальные сроки.

В 2022-м силовики переключились на колонии. В феврале было возбуждено дело в отношении заключенных димитровградской ИК-10, которая на тот момент приобрела скандальную славу. Зеки бунтовали против ужесточившихся досмотров, устраивали голодовки, был случай суицида. Словно в ответ на беспорядки по камерам прошлись оперативники и следователи, изъяли горы запрещенного — в том числе ножи с атрибутикой арестантского движения. Все это было продемонстрировано публично. Четверым заключенным вменили создание или участие в блатной организации — и с тех пор новостей про бунты в «десятке» не слышно.

Через полгода, в августе задержания прошли уже в ИК-4 в Заволжском районе. Подозреваемых на этот раз было трое, один из которых находился на свободе. И вновь силовики сопровождали задержания колоритным фото- и видеоотчетом, частично демонстрирующим будущую доказательную базу.

В том же 2022 году, как выяснил 73online.ru, случилось и третье «дело блатных». О нем уже нигде открыто не сообщали, но 73online.ru выяснил подробности.

*По решению Верховного суда Российской Федерации от 17 августа 2020 года организация признана экстремистской и ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.

Нашли «смотрящего»?

Очередную ячейку якобы экстремистов выявили в новоульяновской ИК-2. В колонии содержатся так называемые «первоходы» — люди, впервые попавшие за решетку. Учреждение в целом всегда считалось образцово показательным, раньше его называли одним из немногих «красных» в регионе — где вопросы заключенных решались администрацией, а не «по понятиям». Осужденные работают там на производстве автозаков, а также занимаются пошивом одежды для сотрудников ФСИН.

Однако и в этой колонии, как посчитали оперативники, действовала «арестантская пропаганда». В середине прошлого года дело по экстремистской статье было возбуждено против 34-летнего Александр Панова. В «двойке» он отбывает наказание с 2013 года, осужден за преступление, связанное с наркотиками. По информации, полученной в результате оперативных мероприятий, Панов являлся то ли «смотрящим», то ли «положенцем» в колонии — иными словами, находился на одной из высших ступеней в местной иерархии.

По версии следствия, Панов придерживался криминальной идеологии, «умышленно, незаконно, несмотря на запрет, принял на себя обязанности руководителя организованной группы из числа осужденных». Эта группа ставила перед собой целью соблюдение воровских понятий на территории колонии.

Панов якобы разбирал споры между осужденными, устанавливал роли в ячейке, собирал и распределял деньги на нужды криминалитета, а также занимался среди заключенных пропагандой неповиновения сотрудникам колонии. Показания против Панова дали двое других заключенных, одного из которых он якобы собирался определить в низшую касту, второго — в так называемые «связные».

В декабре прошлого года в деле появились четверо новых подозреваемых — якобы участников экстремистской ячейки.

«Руководитель» из ШИЗО

73online.ru связался с адвокатом Александра Панова Русланом Зартдиновым (на фото). Защитник говорит, что его доверитель отрицает причастность к экстремистской организации. По словам Зартдинова, последние полтора года Панов находится в штрафном изоляторе — контактировать там с другими осужденными, собирать и распределять деньги не мог. Ранее он служил в элитных войсках в Москве, имеет звание младшего сержанта, а люди с погонами в криминальном мире не имеют права быть лидерами. Более того, Панову вменяют руководство ячейкой в период с 2019 года, хотя экстремистским движение признали только в 2020-м.

Адвокат опросил около десятка осужденных из ИК-2, которые отбывали наказание в одном отряде с его подзащитным (документы есть в распоряжении 73online.ru). Они отрицают не только то, что Панов был организатором ячейки, но и сам факт ее существования. По их словам, все споры в колонии решала администрация. Осужденные, которые дали против Панова показания, не находились с ним в одном отряде и не общались, утверждают опрошенные.

Руслан Зартдинов пытался обжаловать постановление о возбуждении дела. По его мнению, нет ни события, ни мотива преступления, не описаны конкретные действия, которые совершал его подзащитный. Однако в прокуратуре оснований для отмены постановления не нашли. Адвокат также направил жалобу на то, что Панова до сих пор не этапировали в СИЗО — в колонии есть возможность оказывать на него давление. По мнению адвоката, дело могло появиться в результате конфликта его подзащитного с руководством исправительного учреждения.

Панова обвиняют по статье 282.2 УК РФ. За организацию экстремистской ячейки грозит от шести до десяти лет лишения свободы. Расследование ведет Следственное управление УМВД по Ульяновской области.

УМВД: Мы разберемся

В полиции подтверждают возбуждение уголовного дела в отношении осужденного из ИК-2, однако в силу запрета на разглашение данных предварительного следствия в детали не вдаются. Что касается перевода обвиняемого в СИЗО-1, то в этом не видят необходимости.

— Этапирование осужденных к лишению свободы в СИЗО-1 для участия в проведении следственных действий происходит по решению следственного органа. В данный момент подозреваемый находится на территории ИК-2 и в данном учреждении с ним проводятся все необходимые следственные действия, в этапировании в СИЗО нет необходимости, — комментируют в УМВД.

В полиции говорят, что по ходатайству защиты следствие приобщило к делу «ряд материалов» — по всей видимости, речь о показаниях других осужденных, на которые ссылался адвокат. «Им также будет дана процессуальная оценка», — заверили в УМВД.

Андрей Семёнов