Пандемия подстегнула развитие внутреннего туризма в России, бум в основном пришелся на южное направление и горнолыжные курорты. В Ульяновской области отрасль начала восстанавливаться после кризиса 2020 года, и, по прогнозу регионального агентства по туризму, к концу года выйдет на прежние показатели, а в следующем покажет рост в 15-20%. Наиболее перспективным направлением станет экологический туризм, спрос на который возрос во время запретов авиасообщения между странами из-за коронавируса.

Во время пандемии россияне стали чаще выбирать отдых внутри страны. Однако спросом пользовались в основном пляжные и горнолыжные курорты, в то время как регионы среднего Поволжья несли потери. В Ульяновской области за 2020 год оборот в отрасли туризма снизился на 40% по сравнению с 2019 годом. Эксперты связывают это с запретом на проведение массовых мероприятий, ведь большинство приезжих в регион — это бизнес (55%) и культурно-познавательные (25-30%) туристы. Но, по словам директора регионального агентства по туризму Дениса Ильина, показатели восстановятся уже к концу текущего года: «В 2018 году объем платных туристических услуг составлял 4 млрд, сейчас — 3,5 млрд. По итогам года мы должны выйти на допандемийный уровень, а в 2022 году планируем дать прирост в 15-20%».

— Внутренний туризм активно растет, потому что заниматься таким бизнесом сейчас выгодно. Только на загородное направление спрос в 2021 году на 25% больше, чем в допандемийный период, — рассказывает гендиректор консалтинговой группы «ДСТС Бизнес» Дмитрий Цибизов.

Сейчас на территории региона реализуют 25 инвестиционных проектов в сфере туризма, из них 12 — в активной стадии. Общий объём частных инвестиций в сферу туризма в 2021 году составил более 700 млн рублей. Всего в Ульяновской области 161 объект временного размещения, сюда входят гостиницы, санатории, турбазы, глэмпинги, хостелы и др. В 2017 году их было только 115.

Одним из самых востребованных и перспективных туристических направлений эксперты называют экологический туризм. «Наблюдается бум по глэмпингам и турбазам. Инвесторы выкупают и реконструируют старые объекты», — пояснил Денис Ильин.

По мнению владельца туристического комплекса «Архангельская слобода» Вадима Долгановского, такой интерес со стороны потребителей к экотуризму может пойти не на пользу отрасли, поскольку приведет к падению качества оказываемых услуг. «Если спрос увеличивается, автоматически падает качество предоставляемых услуг — это аксиома. Кроме того, это далеко не прибыльный бизнес. Здесь всегда нужно вкладывать в развитие», — считает Долгановский.

Глэмпинг — одно из направлений экотуризма. Включает в себя организованный и комфортный отдых на лоне дикой природы с элементами отеля: двуспальная кровать, мебель, кухонные принадлежности, душ и туалет. Это новый формат, который отличается подходом «единения человека с природой», отдых без шумных компаний, более экологичный. По словам основателя глэмпинга «Холмы» Антона Эйхмана, у такого направления есть свои подводные камни. Безусловно, по вложениям это дешевле, но сегмент носит сезонный характер — зимой палатки не поставишь.

«Сейчас, с наступлением холодов, спрос упал, пик обычно с мая по сентябрь, в среднем загрузка в сезон 70%, в несезон — 45%», — рассказал Эйхман.

Денис Ильин считает, что направление в ближайшее время будет расти, так как объем инвестиций в глэмпинг гораздо ниже, чем в турбазу — 5-7 млн рублей: «Объекты будут строиться в основном в особо охраняемых природных территориях, скоро появится глэмпинг в селе Тушна».

Тем не менее, по мнению участников рынка, в основном работать будут уже существующие игроки, поскольку новым на рынке будет сложно. Несмотря на повышенный спрос, вложений год от года требуется все больше. Связано это, в том числе, с ростом цен на стройматериалы.

«Успехом будет пользоваться пространство с разнообразными формами активного отдыха, где можно находиться на протяжении долгого времени: отдыхать и удаленно работать», — считает владелец агротуристического комплекса «Русский берег» Сергей Лаковский.

Анна Ежова