Депутаты Госдумы в первом чтении одобрили законопроект «Об организации публичной власти в субъектах РФ». Он позволяет президенту не указывать причину для отставки губернаторов, а федеральному центру — влиять на назначение региональных министров. Всех руководителей субъектов на бумаге обозначили «главами», предложили дать им право переизбираться неограниченное количество раз, при этом урезав количество депутатов-списочников в региональных парламентах. Наблюдатели не исключают, что вскоре изменения коснутся и муниципальных властей, но в законе пока лишь размытая формулировка. Мнения экспертов по разным положениям расходятся: одни считают централизацию власти федеральным центром излишним, другие — вполне логичным решением для контроля за расходованием федеральных денег.

Куринный: «Это разрушение основ местного самоуправления»

Авторы законопроекта глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас и председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявляют, что он создан для четкого распределения полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властями. К тому же необходимость детального разъяснения термина «публичная власть» возникла после принятия поправок в Конституцию.

В первом чтении законопроект поддержала фракция «Единой Россия» вместе с ее ульяновскими представителями — Владимиром Кононовым, Владиславом Третьяком и Сергеем Морозовым. Фракция КПРФ практически в полном составе проголосовала против, включая Алексея Куринного.

Парламентарий поясняет мотивы партийной позиции: «Новый закон разрушает основы местного самоуправления и ограничивает самостоятельность регионов, резко укрепляя и без того очень сильную президентскую власть. Глава государства назначает и снимает силовиков, контролирует суды, а теперь без всяких причин по утрате доверия можно будет снять губернатора, в том числе всенародно выбранного и пользующегося поддержкой. Конечно, это опасно, когда одно лицо, неважно, о ком конкретно речь, может быть способно разрушить государство полностью».

Травкин: «Новый закон будет приводить губернаторов в чувство»

Куринный заостряет внимание на нововведении, которое вызвало наибольшее количество обсуждений — это право президента страны отправлять в отставку губернаторов по причине утраты доверия без объяснения причин (сейчас их нужно обосновывать — например, фактом коррупции или хранения денег в иностранных банках). По мнению президента Фонда общественных исследований "РАПИР" Дмитрия Травкина, эта норма не станет для главы государства индульгенцией на вседозволенность, подобная санкция в принципе не будет применяться часто: «Она, скорее, будет полуспящей нормой. Фактом наличия будет приводить в чувство руководителей субъектов».

Политолог Николай Васин, напротив, уверен, что отсутствие конкретизированных причин для отставки глав регионов в законе свидетельствует об очередной попытке укрепить властную вертикаль — а это негативный фактор:

— Увеличение зависимости регионов от федерального центра, я считаю, не принесет большой пользы, а чрезмерная централизация не приведет к эффективному руководству. Мы проходили, когда у нас было исключительно централизованное государство, где ни один вопрос на региональном уровне не решался без согласования. Здесь нужно очень четко определить, чем должен заниматься регион и что останется в сфере федеральной власти. Центр равновесия между регионами и федеральной властью пока не найден.

Васин: «Люди могут перестать ходить на выборы»

Еще один резонансный пункт законопроекта — снятие ограничений по губернаторским срокам (например, сейчас в Ульяновской области губернатор не может быть избран на должность более двух раз подряд). Эту инициативу наши эксперты комментируют нейтрально — если избиратели захотят, то почему нет?

— Мы имеем примеры, когда у нас длительное время, например, Белгородскую область возглавлял Евгений Савченко, Калужскую — Анатолий Артамонов, — размышляет Николай Васин. — Уровень доверия к ним у населения таков, что они однозначно на третий и четвертый раз избирались бы с легкостью. При этом есть и случаи, что губернатор вновь выходит на выборы, когда другие претенденты не составляют для него жесткой конкуренции. Поэтому если белгородцы могут однозначно поддержать снятие ограничений по срокам для губернаторов, то вот жители Ульяновской области — вряд ли. Давайте будем честны, в достаточно конкурентной ситуации шансов переизбраться у Сергея Ивановича [Морозова] было немного.

В документе фиксируется уже используемая в некоторых субъектах практика, при которой главу региона выбирают депутаты парламента, а не все жители. Для чего?

— Это происходит с учетом некоторых традиций, сложившихся в регионах за многие годы и опирающихся на этнический, конфессиональный составы этих территорий. Например, Дагестан. Там проживает более 50 народностей, и тема клановости и народности чрезвычайно высока. Если это [выборы главы субъекта] пустить на всенародный уровень, то до чего мы дойдем... Одним словом, это практика, которая существует уже 10 лет, через нее прошли все эти регионы и она показала, что эти выборы работают, что это не отражается на качестве, практика принимается населением, — говорит Дмитрий Травкин.

В Ульяновской области выборы главы региона происходят всенародно, но некоторые эксперты полагают, что это положение в федеральном законе в целом только подстегивает сомнения населения в возможности смены власти.

— Явка на выборы в Госдуму в этом году была ниже, чем на прошлые. Люди разочаровываются. Это настораживающая тенденция. Если избиратели убедятся или усмотрят, что от их голоса ничего не будет зависеть, для дальнейшего функционирования государства это создаст серьезные проблемы — люди перестанут вообще ходить на выборы, любые, считает Васин.

Все из-за денег

Законопроект также уточняет, что согласование ключевых региональных министров теперь будет происходить федеральным центром. А еще за президентом закрепляется право роспуска региональных парламентов. Это предложение в целом не вызвало удивления даже у представителей фракции, коллективно проголосовавших против.

— Руководители жилнадзора, минздрава в Ульяновской области и так согласуются с федеральным центром, ничего плохого в этом не вижу, — говорит Алексей Куринный. По мнению Николая Васина, в Ульяновской области согласование с федеральным центром руководителей некоторых ведомств является оправданным и целесообразным: «У нас должности министров занимали люди, которые никакого отношения к той сфере не имели по большому счету. Например, в области внутренней политики». При этом Дмитрий Травкин полагает, что усиление контроля над региональными кабминами обусловлено большим вливанием федеральных средств Кремль хочет быть уверен в их эффективном расходовании:

— В бюджете Ульяновской области на 2022 год из 70 с небольшим миллиардов доходной части примерно 30% формируется за счет субсидий федерального правительства. Это значительная сумма, в некоторых регионах она еще выше. Эти деньги бывают как не окрашенные (на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности), так и окрашенные (в целевом порядке приходят на реализацию федеральных проектов). У нас из 24 млрд федеральных денег порядка 10 млрд идут на 12 нацпроектов. Я не считаю, что процедура определенного согласования региональных министров будет жесткой, она не носит запретительный характер, а, скорее, ознакомительный и совещательный.

Мэров будут назначать?

Получат ли губернаторы право назначать и увольнять руководителей муниципалитетов, как то предсказывали некоторые наблюдатели? Законопроект напрямую этого не позволяет, но, судя по всему, дает возможность для подобных перемен в будущем. Цитата: «Особенности осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации, в федеральных территориях могут устанавливаться федеральным законом». Такое «ружье» повешено на стену точно не просто так — вероятно, вскоре нас ждет знакомство с новыми законодательными инициативами Клишаса и Крашенинникова. Алексей Куринный недоволен тем, что авторы законопроекта не могут внятно рассказать о предполагаемых особенностях, и опасается, что мэрские полномочия в итоге тоже покромсают.

Дмитрий Травкин резюмирует: главным критерием эффективности нововведений является их реальная полезность для граждан России:

— Населению в принципе все равно, какой уровень власти за что отвечает, но важно, чтобы услуги государственные исполнялись достаточно эффективно, как написано в Конституции и других документах. Этого невозможно достичь, когда у каждого уровня власти и местного самоуправления есть какие-то свои алгоритмы и механизмы. Пришло время их объединить ради единой системы взаимодействия в интересах граждан.

Дарья Гордеева