Библиограф и краевед Владислав Ястребов презентовал свою новую книгу о Симбирске-Ульяновске «Силуэты прошлого» и рассказал в интервью 73online.ru, кем славился город и почему у него уникальная судьба.
- Вы написали книгу «Силуэты прошлого». Но на обложке стоит не ваше имя: автор - Алексей Ястребов. Это ваш творческий псевдоним?
- Нет, на самом деле существовал такой человек - ульяновский педагог Алексей Васильевич Ястребов, мне даже не родственник, однофамилец. По сути, он и является автором книги – она создана на основе его заметок, статей. Он умер в 1969 году, а я приехал в Ульяновск только в 1975 году, то есть я его даже не знал. В 1991 году в газете «Симбирский курьер» я встретил ряд публикаций его авторства, очень интересных. Спустя много лет, когда я собирал информацию для другой своей книги «Бог есть любовь», мне вспомнилось, что Алексей Ястребов тоже писал о священниках той поры. Во Дворце книги я нашел эти публикации, они оказались невероятно интересными! Позже я выяснил, что также сохранились его рукописные и машинописные листы с записями. Они меня поразили еще больше. Остатки его заметок я нашел уже в областном архиве и решил, что всё это нужно собрать воедино, добавить фотографии и издать. Так и получилась эта книга, в которой моя роль мизерная – я всего лишь собрал для нее информацию и подобрал фотографии.
- Чтобы создать книгу столь внушительных размеров, вы проделали огромный труд!
- Объективно говоря, основную ценность представляют воспоминания и взгляд человека, который жил в то время – это интересно. Они ведь исключают все домыслы относительно того, как жилось людям при Николае, при советской власти. Алексей Ястребов был человеком нестандартного мышления, поэтому и книга получилась умной, интересной, с четкими характеристиками многих людей.
- Почему свое внимание вы остановили именно на его воспоминаниях?
- Я люблю жанр воспоминаний, это первая причина. Вторая – меня действительно захватили его заметки. Они ведь чисто краеведческие: о людях, которые здесь жили, об улицах, которые здесь есть, пусть и переименованные, о существующих и снесенных домах и, главное, о событиях, которые на тот момент происходили.
- Какое из воспоминаний вам особенно запомнилось?
- Выделить могу два. Мне запомнились описания старинных улиц Симбирска: бывшей Московской (Ленина) и Покровской (Льва Толстого). Держа в памяти эти воспоминания, очень интересно побродить по городу, посмотреть «новым взглядом» на дома, обстановку. Второе: как Алексей Ястребов поехал в путешествие по Европе летом 1914 года и попал в канун начала Первой мировой войны, а затем - как он добирался домой. Не буду раскрывать карты, но это уникальные с исторической точки зрения наблюдения. Кроме того, все заметки описаны очень литературным языком, так что это настоящее удовольствие.
- А что вас по-настоящему удивило?
- Во время сбора материала таких моментов было много. В Симбирске, например, жил известный купец Зеленков. Ему и его детям принадлежали здания Студенческой поликлиники, кинотеатра «Художественный», бывшее здание газеты «Ульяновская правда» на Гончарова и другие. Их имена вы можете встретить на множестве мемориальных табличек по городу, присмотритесь. В советское время Ястребов скрывал своё родство со старшим Зеленковым, хотя приходился ему… внуком. Именно поэтому Алексей Васильевич получил прекрасное образование: окончил семинарию в Симбирске (сейчас это здание на Гончарова, 30), затем университет в Санкт-Петербурге. В книге он описывает многие моменты своего взросления, быт и уклад купеческой семьи, отношения со слугами, нянями – это очень интересно.
- Но всё же книга не о нем, а о Симбирске?
- Совершенно верно. В одной главе он даже пишет: «Я пишу не биографию, я пишу о тех местах и людях, которых знал». О многих людях и событиях он действительно пишет гораздо подробнее, чем о себе.
- Вы сталкивались со сложностями при подготовке книги?
- На самом деле, как раз наоборот. Я даже могу сказать по-другому: если человек чего-то очень хочет, ему благоволит весь мир, и подготовка книги – лишнее тому доказательство. Приведу пример: когда я собирал информацию, столкнулся с тем, что для иллюстраций не хватает фотографий. Тогда я подумал: если автор приходился внуком известному купцу, значит, какие-то фотографии мне всё же найти удастся. Знающие люди мне посоветовали обратиться в Музей купечества. Там удалось разыскать четыре страницы текста о Зеленковых и фотографии, на одной из которых я прочел фамилию «Поликарповы». Выяснилось, что Поликарповы – это ближайшие родственники Алексея Васильевича Ястребова. Оказалось, больше 15 лет назад, когда сотрудники музея готовили материал о Студенческой поликлинике, к ним обратилась родственница Поликарповых, предоставила эти фото. Связь с этой женщиной потерялась, но в музее помнили, что она работала в хосписе. Недолго думая, я позвонил в хоспис. Назвал имя – мне ответили, что она работает там до сих пор. Я записал с этой женщиной небольшое интервью, взял фотографии и выяснил, что в здравом уме и твердой памяти дочка самого Алексея Васильевича Ястребова! Ей больше 90 лет, она живет в Ростове-на-Дону. Я прислал ей свои вопросы, а она на них ответила. Вот такое стечение обстоятельств.
Ещё одна интересная история: в одном из интервью той самой дочки Ястребова фигурирует фамилия Лёвшин. Кто это, откуда – неизвестно. Спустя пару дней я встречаюсь со своей приятельницей, которая работает в университете, и вскользь рассказываю об этом случае. Та отвечает: «А я знаю одну Лёвшину - она работает в нашем университете». Оказалось, что это как раз вдова того самого Лёвшина, и у неё остались фотографии той поры, документы. Именно поэтому книга и получилась такой иллюстрированной и объемной – я вам больше скажу, часть фотографий даже не вошла в неё, не уместилась.
- Чем так удивителен Симбирск?
- У этого города очень интересная судьба. Ведь Разинское восстание остановил именно Симбирск! Если бы Симбирск был взят, вся история бы повернулась иначе. А 200 лет назад по центральным улицам в карете проезжал Пушкин. А на нынешнем Краснознаменном переулке стоял дом, где ночевала императрица Екатерина. А скольким великим писателям Симбирск был домом! Я уверен, что, например, множество произведений Гончарова вдохновлены именно городом, его природой и окрестностями. Про маленького кудрявого Володю Ульянова, который ходил по Спасской, и говорить не приходится. Какой другой город может еще похвастаться такими эпизодами?
Чем еще так удивителен Симбирск? Очень высокий уровень образования. В губернской гимназии, например, преподавал некий учитель Перевощиков, впоследствии ставший академиком. Можете себе это представить сегодня? Многие преподаватели школ выпускали свои книги в передовых издательствах Петербурга. Все эти детали и нюансы потрясающе интересны и говорят о том, что город был совсем не прост.
- На какую аудиторию рассчитана ваша книга?
- На самую широкую, судя по тому, кто её покупает – взрослые, школьники, студенты. У меня есть знакомая, которой 92 года, так она её прочитала за ночь! Причем прочла в ней даже упоминание о своем дедушке. Также покупают студенты – говорят, им тоже это интересно. Ведь, по большому счету, в ней нет ничего сложного – это повествование обыкновенного человека, рассказ о людях, которых он знал, и о местах, в которых он жил.
- А жанр книги – краеведческие записки – типичен для вас? Ведь прославились вы как музыкальный библиограф.
- Я собираю материал параллельно – таким образом у меня в работе находятся сразу несколько книг самых разных жанров. Так, я одновременно пишу книгу о музыкантах и храмах Симбирска, сейчас как раз собираю для них материал. Надеюсь, выйдут уже в следующем году. Летом планирую издать книгу о рок-клубе, который функционировал на базе ДК Чкалова. А краеведение – это отдельная часть моей деятельности, в планах – целая серия изданий на эту тематику.
- Где можно купить вашу книгу?
- Непосредственно у меня, также в магазине «Букинист» на Гончарова и в киоске Краеведческого музея.
Мария Чеканова
P.S. Страница В.В. Ястребова в «Одноклассниках»: https://ok.ru/profile/510606592159