В Ульяновске демонтировали доску, посвященную белогвардейскому генералу Владимиру Оскаровичу Каппелю (1883 – 1920). Память о Гражданской войне в России обильно представлена в названиях улиц, в памятниках и других мемориальных объектах, тех же мемориальных и информационных досках. Но память эта избирательна и однобока – только «красные», хотя в Гражданской войне было две стороны. Владимир Каппель сражался как раз на той, что не отмечена названиями улиц; единственную доску – и ту сняли.
В советской мифологии генерал Каппель оказался увековечен благодаря сцене «психической атаки» каппелевцев, подавленной Анкой-пулеметчицей. Впрочем, утверждают историки, непосредственных боестолкновений у каппелевцев с чапаевцами, то есть 25-й пехотной дивизией Первой армии Восточного фронта РККА, которой командовал Василий Иванович Чапаев, не было. Зато под Симбирском им противостояла 24-я пехотная дивизия той же армии под командованием Гая Дмитриевича Гая. Армией этой командовал Михаил Николаевич Тухачевский, а Восточным фронтом – Михаил Васильевич Фрунзе. В общем, Владимиру Оскаровичу хватало самых именитых врагов.
Мы помним, что Симбирск был построен в 1648 году как город-крепость. В 1671 году Симбирск безуспешно штурмовал атаман Степан Разин. В 1774 году на Симбирск не решился напасть атаман Емельян Пугачев. Впервые за 270 лет своей истории Симбирск был покорен 22 июля 1918 года Владимиром Каппелем: блестяще, в бою против численно превосходящего и технически лучше оснащенного противника, неожиданным маневром, с южной, единственно подходящей стороны. Ровно оттуда же, пойдя по стопам своего «учителя», станут освобождать Симбирск «красные» под командованием Гая 12 сентября 1918 года.
Армия, которой командовал Владимир Каппель, называлась, между прочим, Народной. Она воевала под красными знаменами. Белыми были только опознавательные нарукавные повязки, да еще георгиевская ленточка на околыше фуражки.
Униформа народоармейцев
Владимир Оскарович Каппель, швед по происхождению, родился в семье потомственных российских военных. Отец его воевал в Средней Азии, потом служил жандармом и умер в 46 лет, оставив сиротами троих детей – младшему Володе, как раз, исполнилось шесть. И по традиции – и по нужде – он выбрал военную службу.
Это был примерный русский офицер: слуга царю – отец солдатам. «В служебном отношении обер-офицер этот очень хорошо подготовлен, - гласила его аттестация от 1908 года. - Нравственности очень хорошей, отличный семьянин. Любим товарищами, пользуется среди них авторитетом. В тактическом отношении, как строевой офицер, очень хорошо подготовлен. Имеет большую способность вселять в людях дух энергии и охоту к службе. Азартным играм и употреблению спиртных напитков не подвержен». Он окончил по первому разряду Академию Генерального штаба, участвовал в сражениях Первой мировой войны, получив за девять месяцев четыре боевых ордена.
Февральскую революцию 1917 года подполковник Каппель встретил помощником начальника оперативного отделения штаба Юго-Западного фронта. Отречение Николая II он пережил как личную драму, слишком болезненную и глубокую, чтобы говорить о ней вслух. Волею судеб оказавшись в Самаре летом 1918 года скрытый монархист Каппель принял на себя груз командования Народной армией, формируемой антибольшевистским и антимонархическим правительством членов Комитета Учредительного собрания, КОМУЧа, состоявшего из социалистов-революционеров.
Бойцы Народной армии КОМУЧа
Победы Каппеля над «красными» не были легкими – они были стремительными. Свой боевой опыт и опыт штабного офицера он прекрасно реализовывал на практике, разыгрывая сражения как шахматные партии. Но при этом он сам ходил в атаки вместе с рядовыми бойцами, делил походный паек. Эта простота и невзыскательность в конечном итоге и стоила Владимиру Оскаровичу жизни. В конце 1919 года в Сибири, пешком отступая под натиском «красных», он провалился в полынью, обморозил ноги и 26 января 1920 года скончался от гангрены.
Пафосное выражение «умер непобежденным» в данном случае, наверное, не годится. «Белое дело» было обречено изначально, и дело здесь не только в невозможности оппозиции договориться между собой. Большевики сразу после Октябрьской революции контролировали самый центр страны, ее столицы Москву и Петроград, все основные промышленные, транспортные и человеческие ресурсы. «Белые» распоряжались в провинции – и выглядели провинциально: вспомним, как потешались большевики над верховным правителем России, адмиралом Александром Васильевичем Колчаком, последним начальником Каппеля, величая его «Правителем Омским».
Каппель и члены его штаба в 1918 году
Еще на Волге, командуя войсками КОМУЧа, Владимир Оскарович понимал, что при колоссальном неравенстве сил и ресурсов единственный шанс антибольшевистских сил - это развивать наступление на запад, ошарашивая большевиков и окружающий мир вестями о все новых победах. Захватив 7 августа 1918 года Казань, а в ней – золотой запас России, Каппель рвался дальше на запад, на Нижний Новгород, а оттуда – на Москву. Но у тех, кто стоял над Главнокомандующим Народной армией, было свое видение проблемы, обернувшееся в конечном итоге стратегическим просчетом и окончательным поражением.
Взятие Симбирска народоармейцами оказалось омрачено бессудными расправами над пленными красноармейцами и большевиками. Считается, что за 52 дня власти КОМУЧа в Симбирске погибло около 400 человек. Но нет никаких свидетельств, что Каппель лично приказывал кого-то пытать и расстреливать, чтобы можно было обвинять его в совершении воинских преступлений. Война, к сожалению, сама по себе слишком кровавая штука, и в ней всегда гибнут люди. Память о победах всегда оплачена человеческой кровью, «своей» и «чужой». И горький опыт взятия «белыми» Симбирска вполне учил «красных»: накануне 12 сентября 1918 года ими были предприняты очень серьезные и конкретные меры, чтобы не допустить в покоренном городе убийств и погромов.
Похороны погибших белых при взятии Симбирска 22 июля 1918 года
Из истории, как из песни, не выкинешь слов. Можно снять доску – зачем тогда было вешать? Но Владимир Оскарович Каппель в истории все равно остается.
Иван Сивопляс