24 февраля гендиректор и владелец швейной фабрики "Бостон" Эсхат Маликов отмечает свой 60-летний юбилей. В интервью 73online.ru он рассказал, что любит костюмы Brioni, подражает Гуччио Гуччи, готовится одеть губернатора Сергея Морозова. Вчера он отмечал свой день рождения в банкетном зале экс-"Хилтона". Подробности - в материале.

Эсхат Миннегалиевич встретил 73online.ru очень тепло. Приготовил кофе и угощения. Он рассказал, с чего начинает свое каждое утро - плавает в бассейне педуниверситета "Буревестник". После этого специально для 73online.ru провел подробную экскурсию по фабрике, но прежде была долгая увлекательная беседа.

- Что вас вдохновляет в работе?

- Вдохновляет мой коллектив девчонок. 95 процентов работниц на предприятии это мои бывшие ученицы. Как любой учитель, я хотел быть для них примером. И так по жизни получилось, что теперь работаем вместе. Из-за них я не могу опустить руки и потеряться. На сегодняшний день, если считать вместе с магазинами, нас 260 человек. Вместе со мной, конечно. Я же в команде.

- Как будете отмечать юбилей?

- Я каждый год отмечаю дни рождения. В этом году он необычный – юбилей. Для мужчины это серьезная дата. Раньше в 60 лет заканчивали работать. Поэтому, наверное, посерьезнее отметим в этот раз. Обычно я приглашаю всех своих руководителей, сотрудниц, друзей, всех родственников. Нередко просто выезжаем на природу. Как-то я пригласил всех в лес, поставил палатки. Это было 23 февраля. Шашлыки делали, катались на снегоходах. В другой раз поехали на лыжах кататься. Семья на первом плане всегда. Говорят, что мне очень повезло: дома – девочки, на работе – девочки. В этом году мои 60 лет отметим в банкетном зале "экс-Хилтона" (прим. ред. юбилей отметили 23 февраля). Приглашены мои близкие друзья, коллеги. Кстати, Наиль Юмакулов будет и Руслан Гайнетдинов. Я понимаю, что нужно всем сесть за праздничные столы, поднимать тосты, говорить речи. Развлекать гостей будут приглашенные звезды татарской эстрады. Зачастую я сам являюсь тамадой на всех своих праздниках. Приглашенные, как правило, сами играют на гармошке и поют. К вокальным порывам своих друзей я не присоединяюсь, мне медведь на ухо наступил (смеется).

- Любите сюрпризы? Какой самый необычный подарок вам дарили?

- Сюрпризы люблю. Моя старшая дочка Дина в детстве занималась спортом. Как-то летом мы отправили ее в лагерь. Когда мы приехали ее навестить, оказалось, что все дети в этот родительский день приготовили подарки. Дина подарила сердечко, вырезанное ножом из коры дерева. И написала в нем "Папе". Мне так понравился этот подарок, я сделал его брелоком. Уже 25 лет висит у меня в машине. Я меняю автомобили, а брелок всегда тот же. Вообще, я не прихотливый в подарках, люблю получать бордовые розы. В этом году я сказал всем своим сотрудницам на фабрике, чтобы они записали мне видеоролик на телефон с поздравлением - для меня это будет очень дорого, останется на долгую память.

- Расскажите о том, чем вы занимались до "Бостона".

- Профессия портного, дизайнера-модельера – это моя вторая любимая профессия. Первая – это учитель физкультуры. До армии я окончил техникум физической культуры и успел поработать несколько месяцев учителем. После армии я приехал в Ульяновск из Казани. Тогда мне был 21 год. В первую же неделю поехал в управление образования за работой. Единственное свободное место оказалось в швейном училище. Приехал я в училище, меня представили ученицам. И я сразу же растерялся из-за резкого контраста. Неделю назад я был в армии, где командовал ротой из 140 парней. Был старшиной, а теперь одни девочки. Я даже не знал, как начинать. Если в армии подходили жесткие команды, то в училище все через «пожалуйста». Но я быстро все понял и начал работать.

- Каким видом спорта вы занимались?

- Лыжным спортом, я кандидат в мастера спорта. После армии выступал за сборную команду области по биатлону. Серьезно увлекся работой в училище и через несколько лет мы стали лучшими по всем видам спорта в нашей области. Вот наше знамя (см.фото), которое в течение 5-6 лет мы получали на сцене Ленинского мемориала в торжественной обстановке. После закрытия училища оно досталось мне. Я просто оказался последним, кто закрывал двери здания, которое уже передали другим. Это было в 2005 году. И я сохранил его. Мы считаем, что если есть знамя – есть и училище. Каждый год в День учителя 5 октября весь педагогический коллектив собирается на фабрике - отмечаем профессиональный праздник.

- Как вы научились шить?

- Наверное, в жизни должно было случиться так, что я попал в швейное училище. Может если попал бы в строительное, стал бы строителем. У меня с детства была определенная склонность к шитью. Я так радовался, когда после уроков, в три часа я не уходил с работы, а шел в цех при училище - шить. Буквально через месяц как устроился на работу, пришел и сказал: "Научите меня шить". Мне порекомендовали купить отрез и сшить себе брюки. Купил и под руководством учителей и под хихиканье девчонок начал кроить. Когда закончил свои брюки, Надежда Николаевна Фирсова, мой мастер, повесила их на доску и сказала, что, так вам всем надо научиться шить. Это стало вдохновением, что мои брюки месяца три висели как образец. Потом я захотел сшить себе пиджак, потом куртку, потом пальто... Все это было возможно, меня никто не торопил. Я участвовал в конкурсах, побеждал. Вне зачета, правда, но все равно было видно, какие я изделия шил. 25 лет проработал учителем. Ушел на пенсию по выслуге лет и уже после этого серьёзно начал заниматься шитьем. Первый опыт коллективного пошива и организации бригады пошива случился в училище. Начало 90-х, перестройка. Девчонки, приходя на обучение, не имели возможности учиться достойно. Не было ни ниток, ни иголок – ничего. Организовал кооператив. Понял, что все, что мы шьем - востребовано, но заказы принимать мы не могли. В магазинах тогда ничего не было. Я загружал наши брюки в машину и вез в универмаг. Через день все продавалось, а стоили они 24 или 25 рублей. Недешево продавали, достойно. В училище я поверил, что можно не только заниматься любимым делом, но и зарабатывать им. Зарплаты преподавателя не хватало на жизнь.

- Как появился "Бостон"?

- Когда начали объединять все училища – началась оптимизация, наше училище объединили с училищем №5 и, так скажем, многие оказались не у дел. Появилась мысль собрать всех мастеров, талантливых девчонок в другой коллектив. В 2000 году открыл небольшое ателье. Забрал целую группу девчонок вместе с мастером – всего 25 человек. Начали шить брюки. В течение трех лет очень хорошо поработали, заработали определенную сумму. Я начал думать, как расширить производство. И пришла мысль построить новое здание. Построил свой первый комплекс. Ранее тут было болото (ул.Буинская, 26). Ездил очень много по России и за рубеж, собирал оборудование. 1 августа 2005 года был готово первое здание. Начал собирать большую команду. Из 150 человек, которых я пригласил на работу, отказались только двое. К концу первого дня, мы выпустили первые пять пиджаков. Жалко я не сохранил их, сразу раскупили. Во второй день 20, потом 50, далее 150 - наращивали производство постепенно. В последующем добрали до 250. Через три года построили второе здание, офисное. И все без отрыва от производства.

- Расскажите про свой логотип.

- Все, что есть на фабрике, придумано нами. Нужен был бренд, товарный знак. Когда мы 15 лет назад сидели всем коллективом и думали, как будем называться, случайно листая словарь, наткнулись на слово "бостон". Мы подумали, что звучит красиво. И "бостон" - это название знаменитой шерстяной ткани. Поэтому и взяли его. Значок – это пуговица, а на нее наложен лацкан от пиджака.

- Друзья не сравнивают вас с известными модельерами?

- Друзья меня так и называют - модельер. В шутку. Типа клички у меня. Все мои друзья носят только мои изделия. Костюмы, пальто. Я только не обеспечиваю их ботинками и шапками (смеется - прим. ред.)

- Не боялись начинать бизнес?

- Кто начинает с нуля и затевает серьезный бизнес, у того всегда есть страх. У меня получалось немного по-другому. Начинал с малого, постепенно расширялся. Все получалось всегда. Не помню страха. Я размеренно шел, на риск не был готов. Да и сейчас не рискую. Пока рынок не изучу, и пока у меня не будет хотя бы 80 процентов уверенности, что я продам эту модель – ткань покупать не буду.

- Когда начали работать с дилерской сетью?

- С самого начала работы. У нас довольно большие объемы, поэтому через свои сети мы реализуем только 25-30 процентов. Все остальное оптом через дилерскую сеть. У нас более 300 дилеров. Основные – это Казань, Самара, Пенза. В общем - Поволжье. Ну, и через интернет очень много продаем. На Сахалин, например. Еще у нас есть магазины. Их у нас 6, но открывали мы их только после изучения спроса в районах города для реализации школьной формы.

- Не хотите сегодня уходить на экспорт?

- Нет. Потому что самый успешный продавец тот, который сидит на месте, а у него все покупают. Поэтому нет необходимости отправлять нашу продукцию в Москву или за границу. Все реализуется тут.

- Тяжело ли конкурировать с зарубежными брендами?

- Зарубежные бренды, особенно итальянские, для нас всегда, как маяки, но мы им не конкуренты. У них свои покупатели, у нас свои. Своя ниша. Мы не пересекаемся. У нас есть магазины "Сударь", "Люди в черном", "Канцлер", где продают дорогие костюмы, но они не всем подходят.

- Кто ваши основные поставщики тканей?

- Ткань и фурнитура, в основном, из Турции и Китая. У нас в России, к сожалению, нет производителей. Сейчас проблемы в Китае, и мы вынуждены повернуться больше к Турции, потому что если не откроют границу, то через четыре месяца мы можем перестать работать. В Турции более качественная продукция, но в два раза дороже.

- На что ориентируетесь при пошиве костюмов?

- Мы ориентируемся на моду. Ездим по выставкам, изучаем спрос. Когда езжу за границу, покупаю там дорогой костюм за 50-70 тысяч, привожу сюда. Мы его распарываем, изучаем технологии пошива, конструкции. Но итальянские костюмы не для наших мужчин. Там очень стройные мужчины, у них нет животиков, пиджаки приталенные. И поэтому конструкция другая. Мы изучаем больше технологию обработки.

- Какой у вас любимый бренд?

- "Brioni". Он ближе всего к нашим лекалам. Ориентируемся на них. Стараемся делать похожими наши изделия.

- Хотелось когда-нибудь все бросить?

- Нет. Бывает трудно. Что-то не получается, но чтобы упасть духом - никогда. Пригласив столько девчонок на работу, я взял на себя определенную ответственность за них, за стабильность в их жизнях. Я бы потерпел хотя бы для того, чтобы довести все это до конца и передать наследнику.

- А сегодня хотелось бы заняться еще чем-то, кроме пошива костюмов? Может быть, открыть принципиально новое направление?

- Хочу сказать, что в 2020 году мы расширяемся. Уже зарегистрировали новое название, у нас будет производство элитных костюмов из шерстяных тканей с возможностью индивидуального пошива - бренд "Гудин". Смысл названия прост - это производное от имен моих дочерей - Гузель и Дина. Откроемся к лету. Конечно, хочется попробовать и что-то новое. Я бы хотел попробовать новое для себя направление, связанное с предоставлением медицинских услуг в Ульяновске. Открыть такой медцентр, который был бы для горожан в новинку.

- Чем занимаются ваши дети, пошли ли они по вашим стопам?

- Моя старшая дочь Дина три года назад ушла в декрет. Сейчас с ребенком. Вторая дочь Гузель закончила факультет дизайна УлГУ. В Москве закончила Британскую школу дизайна. Сейчас работает в крупной компании по производству одежды.

- А какое образование у вашей супруги?

- Мы учителя. Жена Мила закончила физмат, но не успела поработать. Вышла замуж и уехала за мной из Казани. Работала в компьютерном классе недолго. Потом ушла в декрет. В промежутке между декретами поработала немного на фабрике "Элегант".

- Вы ее специально к конкурентам на разведку отправили?

- Нет (смеется). Они тогда закупили новое оборудование, автоматизированную систему покроя. Ее специальность связана с компьютерами. Ну и швейное училище №17 было на базе фабрики "Элегант" - поближе к себе, так сказать. Сегодня Мила работает на "Бостоне" главным бухгалтером, у нас семейный бизнес.

- А с вашим основным конкурентом в Ульяновске Александром Елюкиным (швейная фабрика "Элегант") общаетесь?

- Да, с недавних пор. Первые десять лет мы не общались совсем. А года три назад Саша мне сам позвонил и сказал, что хватит нам уже ссориться. Я эту идею поддержал. Сегодня мы считаем друг друга коллегами, находимся в приятельских отношениях. Я могу съездить к нему на производство и посмотреть технологию, новое оборудование, и наборот.

- Как относитесь к критике?

- Отношусь нормально, но не привык к ней. Раньше было сильное желание, если услышу что-то несправедливое, выяснить, объяснить, а потом понял, что не стоит. Все люди думают по-своему. И мир тем интереснее, что люди не одинаковые. Если критика конструктивная, нужно взять ее на вооружение. А если нет, то нужно не словами, а делом доказывать и показывать свое качество.

- Бывали случаи, когда вас обвиняли в сговоре с директорами школ, что вы захватили рынок по продаже школьной форме?

- Я бы хотел задать вопрос: а кто распускает эти слухи? Родители или все же конкуренты, которые продают школьную форму иногородних и зарубежных производителей? Привлекать к этому родителей - не очень хорошо. Никогда не занимался и не буду заниматься сговорами. Мне это просто ни к чему. 15 лет назад, когда мы начинали работать рядом с фабрикой с 70-летней историей "Элегант", мы попали в такую ситуацию, что все уже вокруг было захвачено и монополизировано. Все школы одевались только в «Элеганте». Они были единственным игроком на рынке. Нас никто не знал. Мы не возмущались, не жаловались никому, а говорили себе, что своим качеством и предложением добьемся, чтобы нас полюбили. 10 лет подряд доказывали, что мы тоже есть, что мы тоже хотим предложить свои костюмы и они лучше, чем другие. В последнее время в школах начали больше одеваться в форму «Бостон». Это не мы, а родители сами выбирают ее. Единственное родительское собрание на котором мы присутствуем, в конце учебного года. Презентуем свою форму, отвечаем на вопросы, оставляем контакты и уходим. Когда появилась статья в прессе о том, что наши менеджеры приехали в школу, собрали деньги с родителей и уехали, я обратился в прокуратуру. Потому что они задели нашу честь и достоинство, нанесли ущерб нашей репутации. Тогда прокуратура опросила всех родителей и выяснила, что все делается на добровольной основе. Родители сами выбирают школьную форму, которую будет носить их ребенок, и кроме них никто не может этого сделать.

- Нравится ли вам человек, которым вы сегодня стали, хотели бы что-то поменять?

- О себе сложно судить. Но я однозначно удовлетворен своей жизнью, я бы с удовольствием все пережил заново. Она реально интересная. Все, что я хотел, всегда добивался. Не мечтал о больших деньгах или статусе. Стараюсь быть в тени. Единственное - хотел всегда еще сына, но это поменять уже нельзя.

- От каких вредных привычек вы бы хотели избавиться?

- Моя жена бы сказала, что от выпивки. В шутку, конечно. Я не курю, особо не пью, как заведенный занимаюсь спортом - каждое утро начинаю с бассейна, выходные провожу на лыжах. Это как в личном деле пишут: вредных привычек не имею.

- Опишите себя одним словом.

- Трудяга.

- Какое самое запоминающееся событие с вами произошло за последний год?

- Рождение внучки.

- Что вас больше всего раздражает?

- Если на работе, то раздражает некомпетентность и нежелание развиваться. Много людей, которые остановились в развитии и сопротивляются этому.

- Считаете ли вы себя умнее всех?

- Нет, я часто восхищаюсь людьми в Ульяновске, которые преуспели в бизнесе, политике. Они умные талантливые парни. Я в десятки раз глупее! Физрук - одним словом. А если про семью, то у меня восточное воспитание, поэтому считаю, что главой в семье должен быть мужчина, способный взять ответственность. Но на деле это часто не получается (смеется).

- Вы стильный человек?

- Наверное, да. Я люблю не дорого, а стильно, аккуратно, без излишеств одеваться. Ярко! Одеваюсь у себя на фабрике. Сегодняшний мой образ стоит 7 тысяч рублей, не люблю козырять какими-то дорогими вещами. Пожалуй, только часы - их мне подарили на 50-летний юбилей (часы "Rado").

- Какой ваш любимый дизайнер?

- Среди всех направлений мне нравится Италия. С каждым годом они все интереснее. Из дизайнеров я люблю больше всего Гуччи. Если говорить о России, то мне нравится больше Зайцев, чем Юдашкин.

- Без каких вещей вы не представляете свой модный гардероб?

- Однозначно, я не представляю свой гардероб без мужского костюма. Их у меня 150 штук!

- Назовите несколько известных фамилий из деловой среды Ульяновска, кто одевается на "Бостоне".

- Скоро и губернатор будет одеваться! Сейчас я готовлю костюм для Сергея Морозова - он должен его скоро забрать. Показать не могу, я скромный человек. Кроме того, в моих костюмах ходит глава Засвияжского района Наиль Юмакулов, глава Минпрома Дмитрий Вавилин, министр сельского хозяйства Михаил Семенкин, первый зампред правительства Андрей Тюрин. Ко мне приезжают из Самары очень богатые клиенты, которые перешли с дорогих брендов после скачка курса. На "Бостоне" официально нет индивидуального пошива, мы не ателье. Но мне лично приходится порядка 35-40 костюмов ежемесячно отшивать на заказ - всем руководителям среднего звена. Наверное, высший состав политиков, имея финансовые возможности, покупают костюмы подороже, из шерсти. Мы шьем для своего покупателя из полушерсти и вискозы, эконом вариант до 8 тысяч рублей.

- Для каких госстуктур "Бостон" шьет костюмы?

- Для руководителей УФСИН, ФСБ, прокуратуры, следственного комитета, полиции. Не в больших количествах, а офицерскому составу от полковника и выше. Приходится с каждым чай пить (улыбается).

- Ваш любимый город для шопинга?

- Я не люблю ходить по магазинам по доброй воле, только когда надо изучить новые направления костюмов. Часто бываю в Москве, забегаю перед самолетом в ТЦ "Европейский".

- А спортивные костюмы тоже модные предпочитаете?

- У меня самая яркая в городе спортивная форма! Бело-голубого цвета или красная. Я одеваюсь только в магазине экипировки сборной России по биатлону "База".

- Есть ли у вас девиз?

- Я своим друзьям всегда говорю: "Не блести чешуей, а то на крючок попадешься".

Напоследок Эсхат Маликов продемонстрировал свой новый смокинг от фабрики "Бостон", который он сшил себе на юбилей. Лацканы из шикарной ткани любимого бордового цвета!

Дарья Косаринова, Елена Скворцова