Российский бизнес сегодня находится в самом начале кардинальных изменений. К таким выводам пришли авторы опроса, проведенного Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) совместно с НИУ ВШЭ и Microsoft. По мнению большинства респондентов – представителей российских предприятий и компаний, пандемия COVID-19 и связанная с ней массовая самоизоляция навсегда изменили привычные форматы взаимодействия бизнеса с клиентами, структуру потребления и задали новые экономические тренды.
В первую очередь изменятся бизнес-процессы, говорится в исследовании. Даже после снятия связанных с пандемией ограничений сохранить «удаленку» планируют 17% российских предприятий. При этом в каждой пятой компании уверены, что в будущем часть внешних встреч будет проводиться онлайн. Вторым ярко выраженным трендом, по мнению экспертов, станет бурное развитие технологий, позволяющих автоматизировать бизнес-процессы.
По мнению заместителя генерального директора Simtech Development Сергея Минюкевича, события последних месяцев заставили многих бизнесменов сменить приоритеты. «Даже компании, традиционно предоставляющие услуги в режиме офлайн, постарались адаптировать свои сервисы под условия новой реальности. Раньше онлайн-продажи были средством роста и масштабирования бизнеса, теперь - это средство выживания», - считает Сергей Минюкевич.
Участники опроса РАЭК среди наиболее перспективных в ближайшее время назвали такие технологии, как системы автоматизации бизнес-процессов (29%), облачные технологии (25%), голосовые технологии (16%), инструменты для онлайн-коммуникации (44%) и видеоконференций (36%).
- Растет спрос на техподдержку решений и обеспечение бесперебойной работоспособности интернет-сервисов в режиме 24 на 7, - прокомментировал операционный директор SimbirSoft Дмитрий Петерсон. - По-прежнему актуальны вопросы повышения эффективности за счет автоматизации и роботизации бизнес-процессов, мобильные приложения, чат-боты, рекомендательные системы.
По мнению экспертов, несмотря на необходимость цифровизации бизнеса, далеко не все компании смогут себе позволить новые технологии, что может привести к уходу части игроков с рынка.
- Уже очевидно, что наиболее перспективный вариант бизнеса - операционная модель с развитой ИТ-инфраструктурой и появлением удаленного персонала. Но не каждая компания может позволить себе быструю трансформацию: и не только из-за офлайновой природы бизнеса, но и потому, что это подразумевает существенные инвестиции в IT и усиление информационной безопасности, - отметил Сергей Минюкевич.
Опрошенные 73online.ru представители IТ-компаний сошлись во мнении, что IТ-сфера сегодня стала одной из наиболее перспективных ниш для бизнес-стартапов.
- Пандемия лишь усилила её перспективность, - подчеркнул Сергей Минюкевич. - В условиях ограничений стремительно растет количество людей, пользующихся онлайн-сервисами для покупки товаров и услуг. И что немаловажно, если раньше покупки в интернете, доставка еды, онлайн-кинотеатры и онлайн-банкинг были наиболее востребованы среди молодежи, то теперь эта модель потребления распространится на гораздо более широкий круг людей. Я считаю, что это начало нового долгосрочного тренда. На запросы рынка предприниматели вынуждены реагировать. Поэтому и малые, и крупные бизнесы настраивают инструменты для работы в онлайне.
Аналитики РАЭК также пришли к выводу, что трансформация бизнес-процессов приведет к серьезным изменениям на рынке труда: изменятся требования работодателей к сотрудникам.
По мнению 16% участников опроса, недостаток компетенций у работников является основным барьером для использования цифровых инструментов. «Скорость и глубина происходящих изменений подчеркивают необходимость развития навыков использования цифровых инструментов и технологий, способности к самоорганизации, умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способности выстраивать эффективную коммуникацию», - говорится в резюме исследования.
Руководители компаний отмечают, что дистанционный режим работы стал проверкой на прочность не только для сотрудников, но и того, насколько грамотно выстроены процессы в компании. Взаимодействовать в онлайн-формате сложнее: нет возможности подойти к коллеге и легко решить вопрос. Новые форматы работы также потребуют более высокой квалификации от менеджеров.
- В условиях «удаленки» важно сохранить корпоративный дух команды. У нас это получилось благодаря регулярным видеоконференциям. Руководителям важно говорить с сотрудниками не только о рабочих задачах, но и поддерживать неформальное общение, чтобы взбодрить, избежать эмоционального выгорания, - поделился Сергей Минюкевич.
В РАЭК также ожидают развития отечественных цифровых технологий, которые позволят заменить зарубежные популярные сервисы. Об одной из таких разработок на днях заявили в концерне «Автоматика», который входит в госкорпорацию «Ростех». Предприятие разрабатывает облачную платформу для защищенной видеоконференцсвязи, которая должна стать российским аналогом приложения Zoom.
Екатерина Старцева