Первый зампредседателя правительства Ульяновской области в сфере финансов Марина Алексеева рассказала, какую роль в наполняемости регионального бюджета имеет промышленность: где есть кричащие проблемы и какие отрасли демонстрируют рост. Из-за санкций Запада индекс производства рухнул до критической отметки, но изменение вектора инвестиционной политики позволяет делать осторожные прогнозы на рост к 2024 году. Подробнее — в материале 73online.ru.

Недавно депутаты ЗСО приняли главный финансовый документ области в первом чтении — расходы составят 88 млрд рублей, а доходы 81 млрд рублей, дефицит — 7 миллиардов. В наполняемости бюджета большую роль играет промышленность, есть отрасли, которые уверенно демонстрируют рост. Более того, несмотря на сложную экономическую ситуацию, объем собственных доходов растет — в следующем году он увеличится на 4 млрд рублей, это выше оценки 2022 года.

Индекс промышленного производства достиг дна

— Новые реалии и беспрецедентное санкционное давление со стороны недружественных нам стран на экономику России не могли не отразиться на ситуации в сфере промышленности Ульяновской области. Если в первом квартале года мы видели все еще продолжающийся рост индекса промышленного производства — цифра была на уровне 114%, то по полугодию мы увидели его падение почти на 2% — тогда наметилась основная динамика к дальнейшему спаду. По итогам 9 месяцев мы имеем индекс на уровне 90,4%. Мы уже нащупали дно, ниже некуда. По итогам года прогнозируем показатель чуть выше — более 94%. Конечно, на 2023 год прогноз даем осторожный и ожидаем все-таки продолжения падения из-за базиса нынешнего года. Рост начнется к 2024-у, — говорит вице-премьер Марина Алексеева.

На критическую отметку повлияло состояние автопрома

Алексеева добавила, что в обрабатывающей промышленности показатель составляет чуть менее 89%, а это определяющее направление для региона — примерно четыре пятых нашей экономики. Огромное влияние на это падение оказала приостановка работы в автопроме, который в общем объеме промышленности занимает 18%.

— В области автомобилестроения индекс сейчас около 82%, но мы ожидаем, что это самый нижний уровень, до которого мы могли упасть. Если брать самочувствие всех предприятий, которые входят в отрасль (это УАЗ и большое количество автокомпанентщиков), то оно улучшилось. Да, были простои — с мая по сентябрь фиксировали общий объем сотрудников в количестве 7 тысяч человек, которые находились в таком режиме, при общей численности работников в автопроме 9,5 тысячи. Сегодня цифра сократилась в три раза — порядка 2 тысяч человек пока не заняты, все остальные в полной мере на производстве. Мы набираем темпы. Димитровградский автоагрегатный завод вышел на полный рабочий день: с мая по август он функционировал в режиме неполной занятости. Более того, запуск АвтоВАЗа, в программе которого задействован ДААЗ, предполагает наращивание не менее чем 400 человек (+12%) уже в первом квартале 2023 года, — констатирует вице-премьер.

По самочувствию УАЗа власти региона всегда определяли шоки в экономике, объясняет Марина Алексеева. И на этот раз Ульяновский автозавод не вставал ни на один день, а занятость была почти полная. УАЗ имеет модификации автомобилей, которые производятся вне серьезной зависимости от иностранных комплектующих. А спрос на автомобили ульяновского завода есть в широком перечне отраслей народного хозяйства России: «УАЗ работал, работает и будет работать, наращивать объемы выпуска».

Есть отрасли, которые демонстрируют рост. Например, в полтора раза выросло производство бумаги и бумажных изделий — до 142%, на четверть приросло производство одежды и мебели. Эти отрасли начали расти за два года до санкций, а это означает, что там сконцентрирован достаточный потенциал профессиональных компетенций, производственной мощности, запас сырья и ресурсов, а главное — есть спрос.

Иностранным инвесторам найдут замену

Есть иностранные компании, которые ушли из региона, их производства располагались в Ульяновской области: «Бриджстоун», «ДМГ Мори», «Хемпель» и «Хенкель», «Вестас». По словам Марины Алексеевой, идет поиск замещения, хоть и со сложностями.

— Их уход никак не повлиял на наполняемость регионального бюджета, потому что в последние два-три года многие предприятия испытывали дефицит кадров, а западные компании платили зарплаты практически в 2,5 раза выше, чем по региону. Делали они это на основании налоговых льгот и других преференций. Однако, надо сказать, что сейчас этот персонал с высочайшими компетенциями мигрировал на другие ульяновские предприятия, в первую очередь оборонной промышленности — «Авиастар», «Марс» и другие, получая аналогичные зарплаты, а значит, отчисляя НДФЛ в казну, — говорит вице-премьер.

С другой стороны, есть целый ряд компаний с иностранным участием, которые продолжают работать в регионе и даже сообщают о наращивании производства. При этом идет переход права собственности от зарубежных акционеров к российским инвесторам.

Предприятия отвели за ручку к поставщикам

Когда власти региона начали понимать, что происходит серьезный разрыв логистических цепочек, задумались об идентификации компаний, которые столкнулись с трудностями, а также сырья, недостающих комплектующих, чтобы иметь завершенный цикл производства на территории России и в Ульяновской области.

Тогда появилось новое направление в Центре компетенций развития промышленности — он стал связующим звеном для компаний. Ульяновские и димитровградские предприятия буквально брали за руку и приводили к новым поставщикам, создавали новые промышленные цепочки. С июля 2022 года силами этого Центра была запущена работа портала «Найди поставщика», сегодня 120 предприятий региона находятся в этой базе. Термообработка, литье, обработка металлов, резка и пайка — находят отражения в этой базе, там можно найти всю выпускаемую номенклатуру и решить потребности в сырье, материалах, комплектующих.

Еще один инструмент — закупочные сессии, которые проводятся по предварительной договоренности с крупнейшими промышленными компаниями, большое количество кооперантов объединяется вокруг таких гигантов, как АвтоВАЗ и КамАЗ. Правительство Ульяновской области заинтересовано в том, чтобы именно местные компании включались в производственные цепочки. Власти провели порядка 280 переговоров, 120 из них — впервые состоявшиеся, когда об ульяновских производителях услышали впервые. «Достаточно большое количество контрактов сейчас готовится к подписанию. Наши детали теперь есть в Тольятти и Набережных Челнах, надеемся, что в ближайшее время появятся и Саранске, большие планы имеем на Минск», — говорит Алексеева.

Время возможностей

В рамках бизнес-миссий делегации из Ульяновска посетили уже шесть регионов из Поволжья. Активно работали в нескольких направлениях, вместе с чиновниками и губернатором к соседям выезжали в среднем 10-15 компаний. Программа этих миссий тщательно заблаговременно готовится, чтобы уникальные ульяновские компетенции можно было выгодно продать. Если оценивать коммуникации, то из 20 примерно 16 выливаются в дальнейшем в конкретные контракты. Это долгий, кропотливый процесс — сначала компании обмениваются конструкторской документацией и создают прототипы для апробации.

— Сейчас очень удачное время для того, чтобы в новых условиях завоевывать освободившиеся в России рынки. И это не просто слова. Предприятия Ульяновской области десятилетиями нарабатывали уникальные компетенции и являются лидерами в определенных отраслях. Наступило время возможностей, — считает Марина Алексеева.

Дарья Косаринова