Гостиница «Венец» – архитектурный символ нашего города, главная высотная доминанта советского Ульяновска. 23 этажа, 511 номеров, рассчитанных на одновременное заселение 1008 постояльцев. «Родные» лифты финского производства пять десятков лет катают гостей, делая честь своим изготовителям и став «живыми» памятниками науки и техники.

«Венец» – один из памятников грандиозной реконструкции Ульяновска к 100-летию Владимира Ульянова-Ленина, которое отмечалось полвека назад – в 1970 году. Родина Ленина очевидным образом должна была явить миру успехи и достижения основанного Ильичом Советского государства. А чтобы показать людям, тем более иностранцам, их надо привезти, поселить, желательно ближе к ленинским «святыням». К 100-летию были отстроены в стекле и бетоне все основные «ворота» Ульяновска: железнодорожный и автовокзал, аэропорт и речной порт, а также гостиницы «Советская» и «Венец».

Гостиницу проектировал авторский коллектив архитекторов Ленинградского зонального научно-исследовательского и проектного института типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий под руководством Бориса Николаевича Баныкина (1912 – 1976). В историю советского зодчества Борис Баныкин вписан в первую очередь как автор типового проекта крупнопанельных пятиэтажных жилых домов, которые народ окрестил «хрущёвками». Гостиница «Венец» стала «лебединой песней» зодчего. За проектирование и строительство гостиницы «Венец» Борис Баныкин, инженер Алексей Карагин, инженеры-строители Геннадий Анфицеров и Борис Стариков были удостоены Государственной премии РСФСР в области архитектуры.

По легенде, «Венец» вначале мыслился не выше четырёх этажей, чтобы здание по высоте никак не превышало Ленинский мемориал – так, в древности и в старину в городах не строилось ничего, выше главного городского храма. А мемориал воспринимался храмом, святилищем ленинского культа. Но природная громада симбирской горы скрадывала это творение человеческих рук, на что и обратили внимание проектировщики, которым устроили теплоходную экскурсию по Куйбышевскому водохранилищу. И тогда зодчие решили, что городу попросту необходима заметная издалека башня, эдакий мощный восклицательный знак. Впрочем, высотка «Венца» вполне заметна уже на первоначальных проектах Ленинской мемориальной зоны, так что легенда об архитектурной импровизации едва ли достоверна.

Ленинский мемориал и гостиница «Венец» (под номером 3) на плане проекта Ленинской мемориальной зоны. Во дворе гостиницы виден высотный дом, который не был построен

«Венец» проектировался в 1967 году, в 1968-м началось строительство гостиницы. Светлая высотка из стекла и бетона символизировала собою высоту и благородство ленинских идей. Гости родины Ленина из окон своих номеров могли бы любоваться пейзажами, оценивая слова другого симбирского уроженца Николая Михайловича Карамзина: «Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе». Именно здесь предполагалось принимать туристов из той самой Европы. Для нужд гостей нашего города были предусмотрены ателье, почта, парикмахерская, телеграф, сберкасса, зал для туристов, магазин сувениров и подарков, художественный салон, рестораны на 350 и 220 посадочных мест и банкетный зал на 100, кафе на 220 мест и буфет на 96 мест.

Строительство гостиницы «Венец», 1969 год

Главный куратор грандиозной «ленинской» реконструкции, первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Анатолий Скочилов, человек творческий и по-своему поэтичный, очень хотел, чтобы гостиница называлась «Мария», увековечивая Марию Александровну Ульянову, мать Владимира Ульянова-Ленина. Но исконное симбирское слово «Венец», видимо, понравилось кому-то «повыше» первого секретаря. И действительно, с названием определились не сразу. В газетных репортажах «со строек Ульяновска» объект долго фигурировал как анонимная «высокоэтажная гостиница». В выборе названия, как кажется, и сыграла роль та самая сакральная установка, чтобы никто не был выше, заметнее вождя. Так, и бюст Илье Ульянову, отцу Ильича, поставили не перед главным фасадом нового корпуса названного в его честь Ульяновского пединститута, выходящего на площадь перед Ленинским мемориалом, а скромно сместили его к боковому фасаду.

Гостиница «Венец» и Ленинский мемориал на аэрофотосъемке 1980-х годов

Гостиница «Венец» строилась в историческом центре и на историческом месте, где испокон веков помещались усадьбы, принадлежавшие богатым симбирским обывателям. На рубеже XIX–XX столетий ею владело купеческое семейство Чебоксаровых, давших имя целой улице Чебоксаровской (ныне - Бебеля) и целую плеяду общественных деятелей, учёных, врачей, деятелей культуры. После революции, которую большинство Чебоксаровых, кстати говоря, приняли лояльно, домовладение было национализировано. А в октябре 1969 года строителями, возводившими «Венец», был обнаружен клад - шкатулка с различными ювелирными украшениями, среди которых выделялся кулон, усыпанный тридцатью бриллиантами. Об этом писали в прессе, но никто из здравствующих Чебоксаровых – а среди них был известный советский учёный-этнограф, доктор исторических наук Николай Чебоксаров (1907 – 1980) – претензий на фамильные драгоценности не предъявил.

Музыканты на фоне гостиницы «Венец», 1988 год

Иван Сивопляс

Главное фото: гостиница «Венец», 1988 год