В Ульяновском областном суде рассматривалась апелляция по делу о мошенничестве. Молодой человек собрал деньги с пенсионерки и хотел перевести телефонным мошенникам, оставив процент себе. Любитель лёгкого зарабортка просил суд смягчить приговор, ведь в колонии он не сможет помогать больной бабушке и учиться в вузе.

«Бабуль, я попал в ДТП»

29 октября 2022 года на телефон пожилой женщины поступил звонок. В трубке раздался мужской голос. Молодой человек представился внуком и сказал, что стал виновником ДТП, а для решения проблемы ему срочно нужны 700 тысяч рублей, иначе «следователь», который потом взял трубку, возбудит уголовное дело. Пенсионерка испугалась, а потому отбросила все сомнения – о чём думать, когда родной человек в беде? Бабушка смогли найти только 300 тысяч. Оказалось, что пока достаточно и этого. Деньги должен был забрать водитель.

В это время 23-летний Илья Долгачёв получил в телеграм-канале сообщение с адресом обманутой бабули. Свою роль ранее судимый парень знал хорошо – он должен был приехать по координатам, забрать деньги и перевести на счёт мошенника, забрав себе 5% от суммы. Получив от женщины пакет с мыльными принадлежностями, где лежали триста тысяч рублей, Долгачёв решил оставить деньги себе. Быстро пересчитывая купюры на ходу, он увидел проезжающий мимо наряд полиции и испугался - вдруг за ним. Парень вытянул из толстой пачки пятитысячную, остальные деньги обернул полотенцем и спрятал пакет в кустах.

По дороге домой Долгачёв сломал сим-карту и выбросил телефон. Планировал вернуться за пакетом на следующий день, а пока решил расслабиться: выпить на бабкины «бабки». Однако 30 октября пакета в кустах не оказалось, а ещё через день к парню с обыском нагрянула полиция, которая изъяла сдачу с пяти тысяч и задержала курьера-неудачника.

В январе этого года Засвияжский районный суд признал Долгачёва виновным в мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК РФ) и приговорил его к двум годам колонии общего режима. Украденную сумму, а именно 297 тысяч рублей (сдачу же изъяли) молодой человек должен вернуть потерпевшей. С приговором осужденный не согласился и обратился с апелляцией в областной суд.

«Хочу учиться»

Илья Долгачёв участвовал в судебном заседании по апелляционной жалобе с экрана телевизора и был против того, чтобы журналисты вели съёмку во время процесса, назвав дело личным и не представляющим общественный интерес: «Мне неприятно, что будут находиться посторонние люди и ещё писать об этом». Судейская коллегия в составе трёх судей с его доводами не согласилась, разрешив корреспондентам делать свою работу.

В самом начале заседания у осужденного возникли противоречия с адвокатом - Долгачёв хотел отменить приговор, а защита - смягчить, применив ст. 73 УК РФ (условное осуждение). В итоге разобрались, и Долгачёв принял позицию своего адвоката.

Прозвучала характеристика героя: «Ранее судим, находясь на свободе, не работал, по профессии не развивался, не помогал семье, а нашёл лёгкий заработок в виде мошенничества».

По мнению адвоката, Засвияжский суд мог более мягко отнестись к его подзащитному, ведь тот признал вину и раскаялся: «Илья Долгачёв положительно характеризуется по месту жительства. Находясь в изоляции от общества, он будет оторван от семьи, бабушки, которая очень больна. Будет лишён возможность развиваться, учиться, а ведь он планировал поступить в вуз».

Осужденный тоже говорил, что признал вину и готов выплатить гражданский иск: «На свободе выплачу гораздо быстрее. Можно смягчить наказание, дать мне шанс. В этих условиях, как я убедился за два месяца, люди не меняются».

Доводы защиты не убедили представителя гособвинения Дениса Герасимова. Он отметил, что судьба бабушки не волновала парня - деньги он потратил на себя, а не помощь больной старушке.

- Что касается признания вины и помощи следствию: вся имеющаяся информация уже была у сотрудников полиции, показания не способствовали раскрытию преступления. С учётом общественной опасности преступления, данных о личности подсудимого и принципа разумности и справедливости, считаю приговор суда справедливым. Основания для применения ст. 73 УК РФ нет, - сказал прокурор.

Кстати, Долгачёв был дважды судим - первый раз в возрасте 17 лет вместе с подельником, избил прохожего, чтобы ограбить. Он требовал, чтобы потерпевший купил алкоголь, а затем отобрал у него кошелёк. Второй раз на скамью подсудимых парень попал за хранение самодельного пистолета. В первом случае суд применял ст. 73 УК РФ (условное осуждение), во втором - фигурант отделался ограничением свободы.

Судьи из совещательной комнаты вышли с решением - оставить приговор первой инстанции без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения. То есть за пропитые две тысячи парню придётся сидеть два года выплачивать пенсионерке 297 тысяч рублей. Кстати, куда делся пакет с остальной кругленькой суммой, никому неизвестно.

Видео: прокуратура Ульяновской области

Александр Евленин