В ЗСО продолжают заслушивать доклады министров — скоро депутатам во втором чтении принимать расходную часть бюджета на 2023 год. Региональный минфин пообещал поддержку недофинансированному министерству транспорта, которое возглавляет Сергей Воронцов. Области не хватает денег на лизинговые платежи за трамваи, автобусы и ремонт мостов. Депутат Василий Гвоздев ищет «свет в конце туннеля» в истории жителей улицы Автозаводской — людей в их ветхих домах придавливает обломками крыши.

На трамваи денег нет

Объем дорожного фонда на 2023 год составляет 9,8 млрд рублей, из них 4,8 миллиарда — акцизы на нефтепродукты, 1,4 миллиарда — транспортный налог, 650 млн рублей — штрафы за нарушение ПДД, 2,9 миллиарда рублей — межбюджетные трансферты из федерального бюджета, 13,2 млн рублей — прочие доходы.

Министр Сергей Воронцов рассказал, на что будут тратить деньги. 5,8 млрд рублей направят на нацпроект «Безопасные и качественные дороги»: на региональную и местную дорожную сеть — 4,4 млрд рублей, общесистемные меры дорожного хозяйства — 1,4 млрд рублей, безопасность дорожного движения — 150 миллионов.

К нормативному состоянию приведут 49% дорог, 32 км осветят. Запланирован ремонт 11 аварийных мостов на 550 млн рублей, но этого мало — нужно еще столько же, будут искать средства. Увеличат количество камер видеофиксации — на это потратят 370 млн рублей. 2 млрд рублей — на сезонное содержание автодорог, 70 миллионов — на освещение и оплату электроэнергии, 38 млн рублей — на ликвидацию весеннего паводка. В муниципалитетах отремонтируют более 200 км дорог, проложат велодорожки, организуют проезд до садовых товариществ, сделают 20 км тротуаров. Только в Ульяновске приведут в порядок 13,8 км местных дорог.

На транспорт потратят 183,4 млн рублей. 13,7 миллионов — на погашение лизинговых платежей за купленные в 2019 году автобусы, хотя потребность — 80,7 млн рублей. 51 млн рублей — компенсация недополученных доходов автотранспортным предприятиям, находящимся в госсобственности. 30 миллионов — субсидии муниципалитетам для организации пассажирских перевозок, а 34 млн рублей — госконтракты по ним. 30 млн рублей — компенсация недополученных доходов по железнодорожному транспорту, 13 млн рублей — по воздушному. 1 млн рублей — субсидии компаниям, которые переоборудуют технику под метан (моторное топливо).

Лидер ЛДПР, глава комитета Дмитрий Грачев попросил «приземлить» бюджетные средства на конкретные объекты в районах региона и составить приоритетность. Объяснил это тем, что 2023 год — выборный, в действующем составе депутаты ЗСО принимают бюджет в последний раз, некоторые покинут стены парламента, а перед избирателями надо отчитаться.

И.о. министра финансов Наталья Брюханова отметила, что в приоритете у власти — «покрыть дефицит, раздать долги и затем уже приступить к развитию». Изменения будут внесены дополнительно по ходу исполнения бюджета, например, в текущем году передвижки составили 600 млн рублей, которые плюсом направили в минтранс. Брюханова пообещала не оставить Воронцова с проблемами один на один, ведь министерство является серьезно недофинансированным.

Руководитель фракции «Единой России» Василий Гвоздев просит зарезервировать 50 млн рублей муниципалитетам на подходы к соцобъектам и промышленным предприятиям. Депутата не устраивает ситуация, что снимают дотации с некоторых маршрутов — в частности ПАТП-1. Предприятия вынуждены снимать автобусы, после чего жители Ульяновска пишут жалобы в мэрию. Гвоздев требует, чтобы транспорт в городе «ходил достойно в часы пик» и «люди не мерзли на остановках». Парламентарий также обратил внимание на необходимость расторговки ремонтных работ уже сегодня, чтобы избежать скачка цен в 2023 году и сделать «лишние 20-30 км дорог». Министр Брюханова заявила, что это не проблема, бюджетный кодекс «делает поблажки» и возможность есть, главное — не выйти за пределы расходов.

Сергей Воронцов говорит, что на транспорт в Ульяновске пассажиры жалуются ежечасно: «Проблема копилась годами, не в силах исправить ее сразу. Финансирования категорически не хватает закрыть все вопросы. Большое количество частных перевозчиков, есть и недобросовестные — не выходят на линию, не соблюдают расписание. Методы борьбы с этим есть — штрафы. Что касается ПАТП-1, то 22 новых автобуса выходят на маршруты. Негатива получим меньше».

Депутат Сергей Шерстнев напомнил о проблеме выплат за новые трамваи по лизингу — их прекратили, в бюджете города нет денег. Есть риск ареста счетов «Ульяновскэлектротранса». Министр заверил, что до конца этого года проблему решат, выделив деньги из областного бюджета, в 2023-м платежи перед госкомпанией продолжат гасить. 70% парка «Ульяновскэлектротранса» изношено, нужно обновлять подвижной состав. Ждут федеральной поддержки.

Забыли бедных ветеранов с Автозаводской

В 2023 году расходы на ЖКХ составят 1,9 млрд рублей, из них 552 млн рублей — федеральные деньги. Министр строительства и коммунального комплекса Александр Черепан анонсировал выделение более 500 млн рублей на возведение детсада на ул. Шигаева в Ульяновске по программе «Стимул» и автомобильной дороги в Засвияжье. «Не хватало денег, был огромный дефицит. С федеральным центром отработали, 220 млн рублей будут дополнительно заведены», — добавил Черепан. В целом на различные программы ожидается потратить 2,5 миллиарда. Более 1 млрд рублей направят на решение проблемы обманутых дольщиков — ожидается достройка семи объектов.

Заложены средства на программу по переселению из ветхого жилья. Планируется переселить 16 домов, признанных аварийными до 2017 года, из шести муниципальных образований. В этих зданиях живут 382 человека. Деньги выделят из профильного фонда развития — всего требуется почти 500 млн рублей. За всем следит прокуратура, торги уже проведены.

Власть также предоставляет жилищные сертификаты. За это отвечает министерство соцразвития, весь учет по регистрации таких лиц ведут там. Деньги направляются адресно из федерального центра.

Василий Гвоздев неожиданно назвал свой главный, по его мнению, недостаток — что он политик со стажем. Вспомнил, как сначала в 2008-м, затем в 2012-м году чиновники обещали жителям 56-и ветхих двухэтажек на улице Автозаводской скорое расселение, презентовался проект застройки улицы:

— Говорили, что здесь будет город-сад! Пинков, Беспалова, Морозов рубашку на себе рвали и обещали все сделать. Ребята, на дворе 2022 год, мы не признаем их аварийными, но от этого они не аварийными не становятся — крыши падают, людей придавливает, это просто кошмар, это гетто! А там живут наши ветераны, дети войны, которые получили квартиры в 50-х годах от УАЗа и механического завода — 1756 избирателей. Мне снова туда ехать, с ними разговаривать... Это анклавы! Они возьмут губернатора Алексея Русских в кольцо и растерзают. Уже пять раз три года обещанных прошло, — негодовал депутат. Гвоздев потребовал провести до конца года совещание, чтобы у жителей появился «свет в конце тоннеля».

Несмотря на баталии, парламент поддержал проект расходной части коммунального комплекса на 2023 год.

Дарья Косаринова