В России 19 октября отмечают День криминалистики. В преддверии праздника 73online.ru поговорил со следователем-криминалистом СК Динаром Калимовым на совсем невесёлые темы. Влюблённый в свой нелёгкий труд профи вспомнил самые кровавые преступления, приоткрыл завесу тайны над своим ремеслом, рассказал, какие эмоции испытал, когда увидел тела двух маленьких девочек, зарезанных отцом на Киевском бульваре...
Впрочем, эти темы, которые обывателю покажутся слишком жестокими, Калимов обсуждал очень спокойно. Локацию для непростой беседы следкомовец подобрал подходящую: с одной стороны разместился «труп» в неестественной позе, с другой — окровавленная рука. Конечность выглядела убедительно. Настолько, что журналист взял замечательный экспонат не с первой попытки из-за подсознательного отвращения. До жути мягкая.

«Тело» лежало в «домашней» обстановке. Видимо, начинающие следователи упражняются на тренажёре, выясняя, убит пострадавший или покончил с собой. Антураж выполнен со всей точностью: тумбочка с двумя тарелками, из которых по легенде недавно ели, холодильник, пистолет и гильза. В такой обстановке нельзя было не разговорить криминалиста о самой страшной стороне его работы.


Первый труп — бомж
— Почему решили стать следователем?
— Не вспомню, когда случился переломный момент, но уже в школе мечтал работать в правоохранительных органах. Тянуло к погонам. Поступил в «пед», выпустился, отслужил в разведбате. Уже тогда понимал, что хочу быть именно следователем. Со второго курса практиковался общественным помощником в заволжском СК. Меня, видимо, заметили, потому что сразу после армии взяли в должность. Пять лет проработал следователем, а год назад меня перевели на должность криминалиста в областное управление.
— Помните свой первый труп?
— Как и все, поначалу думал, что труп — это всегда убийство. На самом деле всё куда прозаичнее. Приходилось выезжать на обычные, «некриминальные». Первый в моей практике — труп мужчины без определённого места жительства. Нашли его в подвале. Зима, окаменел уже. Вши по нему ползают. Романтика. Осмотрели, описали, оценили обстановку. Проверили, есть ли телесные повреждения. Умер от естественных для его образа жизни причин.
«В жизни такого не видел»
— Какое убийство больше всего запомнилось?
— Конечно, за долгие годы работы следователем происходит профдеформация, трупы воспринимаешь как нечто само собой разумеющееся. Но всегда тяжело смотреть на смерть детей. Самое жуткое за всю карьеру, это недавнее тройное убийство на Киевском бульваре. Когда я зашёл в квартиру, ничего примечательного, что бросилось бы в глаза, не увидел. Обычное место преступления. Женщина в крови с ножевыми. Вещи разбросаны. Когда зашёл в комнату, испытал, скажем так, контролируемый шок. Никогда в жизни не видел малышек с ножевыми, а тут их столько! У меня самого маленький ребёнок. Это же маленькие ангелочки... Как у человека могла подняться рука?
— Когда на место приехали, было очевидно, что версия с попыткой ограбления — ложь?
— Совершенно очевидно. Взглянув на место преступления, сразу понял, что нет следов посторонних, версия показалась очень сомнительной.
Педофил привёл следователя к пожизненному Бегемоту
— Слышал, что именно вы раскрыли дело «Яичного короля» Азата Шайдуллова. Как это удалось?
— Дело Шайдуллы, как мы называем его между собой, я передал прокурору в 2024 году. На след напал тремя годами ранее. Попал к нам один, за разбой и незаконное проникновение в жилище. Оказалось, что он когда-то входил в банду Бегемота. Взял на заметку его. Допрашивал по висяку, который с конца девяностых пылился в архиве. Предполагал, что к убийству коммерсанта Юрика Саргсяна причастен именно Шайдуллов, но чётких доказательств не было. Сотрудничать экс-охранник рекетира отказался. Получил он тогда условку, а через пару лет снова к нам, за сексуальное преступление в отношении детей. Обвиняемый понимал, что теперь ситуация куда сложнее, и всё вспомнил. В рамках «досудебки» дал подробные показания.
— И что, одних показаний уголовника, который пытался облегчить своё положение, оказалось достаточно?
— Конечно, нет. Его показания тщательно проверили. Поднял вещдоки, допросил свидетелей. Оперативники УМВД проделали колоссальную работу, нашли других очевидцев, из числа бывших членов банды Шайдуллы. Оказалось, исполнители давно умерли. Очень помогли женщины, которым в момент убийства Саргсяна было по 16 лет. Они сидели возле того самого подъезда, где киллер убил Саргсяна. Убийца прошёл мимо них. Долгие годы боялись давать показания, но их удалось убедить. Одна опознала стрелка по фото.
— Как себя вёл Шайдуллов?
— Человек он специфичный. На личность наложилось, что уже почти 20 лет сидит в колонии особого режима («Снежинка»). Говорил постоянно, что он максимально религиозный человек, что надо соблюдать заповеди... а сам сидит за убийства и создание банды. Противоречивый он. Ходатайства, жалобы заявлял постоянно. Думал, что тормозит следствие. Но по факту просто нагружал меня дополнительной работой. Совсем немного.
Коррупционные дела интереснее
— Какие дела завлекали по-настоящему?
— Расчленёнка, трупы, кишки — это, конечно, здорово, но на самом деле нет ничего проще для следователя, чем убийство. Куда интереснее работать по экономическим, коррупционным преступлениям.
Одно из моих первых таких дел — по Архангельскому кладбищу в 2021 году. Известно, что места захоронения город выделяет бесплатно. А предприниматель продавал их по 30 тысяч рублей. Я впал в ступор, когда он объяснил, что деньги платит копателям. Даже привёл троих мужиков, которые подтвердили, что получили за работу по 10 тысяч. Якобы земля там непростая, с примесями. Думал, что делать... Поехали на кладбище с операми УЭБ и ПК. Молодцы вообще, очень помогли. Это был декабрь, минус 25 градусов, начали с ними копать, чтобы оценить, из чего грунт состоит. Глубоко не зарылись, пригнали бур, продолбили три метра. Эксперт сказал, что почва чистая. На допросе подозреваемого поймал на противоречии, и он признал вину.
— Были дела, которые вдохновляли?
— Коммерческий подкуп в «Молочных продуктах». Когда распутывал дело, ощутил второе дыхание. Гендиректор Жанна Кистайкина поначалу отрицала вину. Зашли к ней с обыском в кабинет, искать меченые купюры, которые она получила под скрытую запись, находим в коробке. Продолжаем обыск, заглядываем к ней в сумочку, а там 400 тысяч рублей в пакетик завёрнуты. Спрашиваю, что за деньги. Говорит, долг вернули. Посмотрели камеры, перед нами заходил бизнесмен. Созналась, что не долг, взяла у коммерса, но больше ни у кого... в итоге призналась в получении 27 миллионов.
Дело удивительное. Как мы вышли на «руки», то есть на посредника. Пришли с обыском к менеджеру компании, для чистоты следствия, очень надеялись ничего не найти, ночь на дворе. Квартира пустая, съёмная, на полу в коридоре рюкзак. Спрашиваем, что там. Отвечает: трусы, носки. Вахтой приезжал в Ульяновск якобы. Подумали, говорим, давай посмотрим сумку. Достаём бельё, вещи, бац! Семь с половиной миллионов. У менеджера с зарплатой 100 тысяч!
Криминалист должен быть хладнокровным
— Как вообще складывается работа следователя на месте преступления?
— Объясню на примере одного убийства: мужчина зарубил тёщу и жену. Моя работа начиналась на подходе к дому. Изучил местность, посмотрел, где могут быть камеры, куда выходят окна квартиры. Зайдя в подъезд, сразу изучил стены, пол, лифт — мало ли, где каплю крови найдёшь. Мужчина ведь после расправы уехал в гараж и там покончил с собой. Поднялся в квартиру, переступил порог и начал восстанавливать цепочку событий в обратном порядке. Отмечал улики, от периферии к центру. Сразу в голове выстраивал версии. Оказалось потом, что из-за ревности или просто угасшей любви психанул мужик.

— Какие инструменты есть у криминалиста?
— Относительно недавно появилось генетическое исследование. По материалам, оставленным на местах преступлений, можем воссоздать ДНК-профиль человека. Если он загружен в нашу общую базу, очень легко находим совпадения. Это прорыв, потому что благодаря этому мы поднимаем старые дела, изучаем вещдоки и выходим на преступников. Вообще, инструментов много: металлоискатели, нелинейные локаторы, эндоскопы, георадары, квадрокоптеры.
— Какими качествами должен обладать криминалист?
— Самые главные: профессионализм, внимательность, коммуникабельность, хладнокровность и решительность.
— Какие фильмы или сериалы, на ваш взгляд, достовернее отражают работу следователя-криминалиста?
— Мне кажется, наиболее приближенный к реальности сериал «Первый отдел».
«Очень благодарен жене и маме»
— Как супруга относится к вашей работе? Как воспринимает ночные выезды?
— Относится с пониманием. Знает, что делаю важную работу, не понаслышке. Сама служит в полиции, познакомились на работе. Поэтому изначально понимала, на что идёт.
— Мама не переживает, поддерживает выбор профессии?
— Как и любая мама, конечно, переживает. Особенно когда выезжаю ночью. Но она понимает, всегда поддерживает, как и супруга, за что им очень благодарен.
— Хотите что-то пожелать коллегам ко Дню криминалиста?
— В первую очередь, здоровья. Не отчаиваться, идти только вперёд. Уделять свободное время семье, любить близких, которые всегда рядом несмотря ни на что.
Фото: 73online.ru
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online








