В селе Архангельское продолжается строительство крематория, которое сопровождается большим скандалом. Местные жители выступают против возведения такого объекта вблизи домов и не хотят «дышать трупами». Эколог Лев Левитас, который готовил проект экспертизы, успокаивает — всё в рамках законодательства, разрешения получены. Прокуратура Чердаклинского района также не видит проблем — санитарно-защитная зона (СЗЗ) не выходит за границы участка крематория. Такой подход общественность не устраивает. В конфликте разбирался 73online.ru.

Заказчик работ — ООО «Ульяновский городской крематорий». По данным «Коммерсантъ-Картотека», директором компании является Денис Ларионов, учредители с общим уставным капиталом в 40 тысяч рублей — Евгений Бурлаковский (40%), Александр Хруцкий (30%), Павел Тсанидис (20%) и Максим Бурлаковский (10%).

Возведение предприятия на площади 6,5 тыс. м² началось в прошлом году и продолжается, сдача запланирована на 2025 год. Стоимость проекта достигает 300 млн рублей — бюджетные вложения не предусмотрены, учредители строят за свой счёт. В мэрии Ульяновска поясняют, что крематорий позволит решить проблему с дефицитом мест захоронений. Предполагается, что кремация будет стоить 17 тыс. рублей.

СПРАВКА 73ONLINE.RU

«Рядом с нами будут сжигать трупы»

В редакцию 73online.ru обратились жильцы домов в микрорайоне «Зенит» и ТОС «Новый Симбирск», которых не устраивает соседство с «фабрикой» по сжиганию останков. Активисты отмечают, что при сгорании трупов выделяются токсичные вещества, а потому появление крематория отрицательно скажется на экологическом и санитарном благополучии местности.

Участок отца пятерых детей Вадима Солдатова находится в 340 метрах от объекта. Он пояснил порталу 73online.ru, что по нормам это расстояние должно быть минимум полкилометра.

— Переехали в Архангельское три года назад, место выбрали тихое, вдали от города, на природе. Но планы порушились, теперь рядом с нами будут сжигать трупы... Стройку с нами не согласовывали, общественные слушания провели в тайне, — сообщил Солдатов.

Жительница села Наталья Шмелёва считает, что выдача разрешения на строительство «не имеет юридической силы» — якобы отсутствует пакет документов, нарушены нормы СанПиН. Например, отсутствует санитарно-защитная зона у кладбища, не проведена корректировка границ.

— Крематорий и кладбище приравниваются к мусоросжигательному заводу по классу опасности. Представьте, что два таких объекта строят вблизи домов. Нам пообещали, что от современной китайской печи не будет выбросов. Но она работает с близкими к нулю выбросами условно, только если идеально соблюдены технические условия. Знаем, как это бывает на практике...

Шмелёва добавила, что местные жители покупали жильё вдали от «цивилизации», поближе к природе, но городская инфраструктура сама пришла к ним. Кроме того, на месте «ритуального» объекта должны были построить социальные: школу, детский сад. Но выбор был сделан в пользу крематория.

По мнению женщины, он станет точкой притяжения не только ульяновцев — потянутся со всей страны. Она опасается, что большое скопление людей из разных регионов, у которых случилось горе, повысит криминогенную обстановку в окрýге.

Проект получил санитарно-эпидемиологическое заключение, нарушений нет

Эколог Лев Левитас (ООО «Экологические системы»), который готовил проект экспертизы, сообщил, что нарушений нет.

— Когда крематорий введут в эксплуатацию, предприятие проведёт лабораторные исследования атмосферного воздуха. Если выявят превышения норм, внесут коррективы в работу. Бóльший вред наносит кладбище площадью 40 га, у которого СЗЗ — тысяча метров. Люди попали в зону, всё, что в радиусе, построено незаконно.

Левитас подчеркнул, что проект получил санитарно-эпидемиологическое заключение. СЗЗ проходит по границам участка, такое решение принял Роспотребнадзор в соответствии с постановлением Правительства РФ №222: «При определении зоны учитывается качество фильтрации выбросов, заявленное проектом».

Активисты обратились в прокуратуру Чердаклинского района. Надзорный орган подтвердил слова Левитаса, не найдя нарушений. Жителей не устроил ответ, они направили жалобу в адрес генпрокурора РФ Игоря Краснова.

«Нельзя допустить, чтобы пострадали жители»

Депутат ЗСО от КПРФ Рамиль Хакимов, который не раз участвовал в сходах жителей «Зенита», сообщил, что людей в беде не бросят.

— Лично делал запросы в надзорные органы. Мне ответили, что нарушений нет. Прозвучали противоречивые тезисы, что у крематория с одной печкой СЗЗ должна быть 500 метров, но при этом проведение зоны по границам участка не противоречит СанПиН.

Хакимов отметил, что предлагался вариант с переносом строительства на «законные полкилометра», но народ не был услышан.

Глава чердаклинской администрации Юрий Нестеров (на фото) сказал, что договор аренды с мэрией Ульяновска продлен до 2027 года.

— К диалогу с жителями готовы, но к нам никто не обращался давно — с конца прошлого года, когда были активные протесты, обращения в прокуратуру и правительство региона.

Стройка продолжается в соответствии с проектом.

Фото: предоставлено 73online.ru, Симбирский шугожор

Евгений Кватов