31 октября отмечает 75-летний юбилей бессменный руководитель димитровградского театра-студии «Подиум» Владимир Казанджан. Накануне 73online.ru поговорил с режиссёром и актёром о том, как совмещает профессии, почему театр - это яд и как однажды на выбор Казанджана повлиял… Владимир Высоцкий.

«Если не я, то кто…»

- Как вообще относитесь к дням рождениям и к юбилеям в частности? Как празднуете?

- Отношусь спокойно. Юбилеи чуть торжественнее. Празднуем обычно только в театре. У меня вне театра ничего больше нет. Всё только тут.

- Вы пришли в театр, уже будучи дипломированным строителем, в 30 лет. Почему так поздно?

- Потому что о профессии актёра и режиссёра в юные годы не задумывался, хоть и жил в детстве с родителями рядом с театром. Артисты выходили покурить прямо под нашим балконом. Умом понимал, что театр - это место, куда надо ходить, смотреть, но ничего сильно не волновало, внутри не отзывалось. Поступал после школы везде и сразу. Собирался в Московский институт стали и сплавов, в медицинский, политехнический. Поступил в Волгоградский инженерно-строительный. Закончил институт и приехал по распределению в Димитровград.

- Здесь, значит, «накрыло»?

- Да, был заместителем директора ДК, однажды попросили заменить заболевшего артиста. И театр оказался для меня сладким ядом. Хоть и сыграл тогда крохотную роль. Вышел, сказал «Здрасте» и всё. Но захотелось ещё и ещё. Потом, в 1980-м умер Высоцкий. Это было для меня мощным потрясением. Боялся, что, если я не возьмусь за спектакль по его стихам, всё так и забудется. Казалось: если не я, то кто. И в 1984 году поставил и сыграл поэтическое представление, где, кроме стихов Высоцкого, была поэзия Вознесенского, Евтушенко.

«Благодаря театру стал спокойнее»

- Вы и режиссёр, и актёр. Интересно совмещать?

- Я чаще всего играю, когда безвыходное положение и актёра на роль не хватает. Редко, когда во что бы то ни стало хочу выйти на сцену и самому сыграть. В спектакле по «Маленьким трагедиям» Пушкина мечтал о роли Барона в «Скупом рыцаре». Но возникла режиссёрская идея, что и Бароном, и Сальери, и Дон Жуаном должен быть один актёр. И точно не я. Иногда срываешься с места во время репетиции актёру показать, как надо. И думаешь потом: «Хорошо ведь показал. Артист, наверное». Но показ в лихом режиссёрском наскоке и игра – вещи разные. В спектакле «Земля Эльзы» играю главную мужскую роль. И это очень сложно.

- У вас же так и нет профильного режиссёрского образования?

- Нет. Но несколько лет подряд я часто ездил в Москву на семинары к известным театральным режиссёрам Михаилу Буткевичу и Леониду Хейфецу.

- Тем не менее, с 2008 года кроме постановок в вашем любительском театре вы работаете с профессионалами по диплому из ульяновского театра драмы

- Приходишь в профессиональный театр и человеком себя ощущаешь. Там всё для тебя. Владимир Степанович, вот вам стол, стул, чай, кофе, бутерброды. А у себя в театре я сам на побегушках помимо всего прочего. В 2011 году у нас в аварии погибли два ведущих артиста и полностью рухнул репертуар. Из двенадцати спектаклей остался один, который мы могли бы играть. Я в «Гамлете» срочно исполнителя главной роли менял и ставил у себя новый спектакль, а в Ульяновске - «Ужин с дураком». Три премьеры за полтора-два месяца. Это был такой напряг. Сейчас бы в силу возраста я на такое не решился.

- Продолжите, пожалуйста, фразу: «Благодаря театру я стал…»

- Спокойнее. Раньше я был довольно бешеным, много орал. Не со злости. Потом извинялся. Сейчас пытаюсь жить по завету известного поэта – учусь «властвовать собой».

- Что стало бы для вас самым желанным подарком к 75-летию?

- Хорошая пьеса. Найти такую – это большое счастье. Они сейчас в дефиците. Но если есть пьеса, жизнь начинает играть новыми радостными красками.

Фото из соцсетей и личного архива Владимира Казанджана

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Владислав Стасов